Святой мученик Фока. изготовление модели по чертежам

С этой моделью пиратской шхуны воображение рисует опасный 18-й век, когда на море было много пиратов, которые на своих быстрых шхунах догоняли беззащитные торговые суда. И тогда торговцы не ждали пощады!

Чертеж корабля

Предлагаемые чертежи шхуны выполнены в масштабе 1:60, что даёт длину модели 780 мм. На двух чертежах (формата 90х70 и 70х50 см) Вы найдёте полноразмерные вид корабля сбоку под парусами, выкройки каркасных деталей и чертежи рангоута. К чертежам корабля прилагается пошаговая инструкция на 16-ти страницах. Инструкция на английском языке. Всего в ней более 50 схем по сборке модели. К сожалению, нигде нет вида сверху на палубу, поэтому некоторые элементы Вам придётся делать согласно своему вкусу. Основные материалы, необходимые для постройки модели этого корабля: фанера толщиной 5 и 1 мм; рейки груши 0,5х3 мм, рейки липы 1х5 мм, рейки ореха 0,5х3 мм, пушки длиной около 40 мм (подойдут пушки AM4169, 8 штук), нити светлые 0,5 мм.


О нас
Мы обещаем, что:

  • имея более, чем 15-летний опыт, мы предлагаем только лучшие товары на рынке, отсеивая явные провальные изделия;
  • точно и быстро доставляем товары нашим клиентам по всему миру.

Правила обслуживания клиентов

Мы рады ответить на любые адекватные вопросы, которые у вас возникли или могут возникнуть. Пожалуйста, свяжитесь с нами, и мы сделаем все возможное, чтобы ответить вам как можно скорее.
Наша сфера деятельности: сборные деревянные модели парусников и других кораблей, модели для сборки паровозов, трамваев и вагонов, 3D модели из металла, сборные механические часы из дерева, модели-конструкторы зданий, замков и церквей из дерева, металла и керамики, ручные и электроинструменты для моделирования, расходные материалы (лезвия, насадки, шлифовальные принадлежности), клея, лаки, масла, морилки для дерева. Листовой металл и пластик, трубки, профиля из металла и пластика для самостоятельного моделирования и изготовления макетов, книги и журналы по работе с деревом и по парусной тематике, чертежи кораблей. Тысячи элементов для самостоятельной постройки моделей, сотни видов и типоразмеров реек, листов и плашек ценных пород дерева.

  1. Доставка по всему миру. (за исключением некоторых стран);
  2. Быстрая обработка поступивших заказов;
  3. Фотографии, представленные на нашем сайте, сделаны нами или предоставлены производителями. Но в некоторых случаях производитель может менять комплектацию товара. В этом случае представленные фотографии будут носить справочных характер;
  4. Указанные сроки доставки предоставляются перевозчиками и не включают в себя выходные и праздничные дни. В пиковые моменты (перед Новым Годом) сроки доставки могут быть увеличены.
  5. Если вы не получили оплаченный заказ в течение 30 дней (60 дней для международных заказов) с момента отправки, пожалуйста, свяжитесь с нами. Мы отследим заказ и свяжемся с вами как можно скорее. Наша цель – удовлетворение клиентов!

Наши преимущества

  1. Все товары лежат на нашем складе в адекватных количествах;
  2. Мы имеем самый большой в стране опыт по тематике деревянных моделей парусников и поэтому всегда можем объективно оценить ваши возможности и посоветовать, что выбрать под ваши потребности;
  3. Мы предлагаем вам различные способы доставки: курьером, обычной и ЕМС почтой, СДЭК, Боксберри и Деловые Линии. Эти перевозчики могут полностью закрыть ваши потребности по срокам, стоимости и географии доставки.

Мы твердо верим, что станем вашим лучшим партнером!

В 2014 году Яхт-клубом Санкт-Петербурга и Фондом поддержки исторических судов и классических яхт приобретен недостроенный корпус. В настоящее время идут достроечные работы и в навигацию 2015 года шхуна украсит своими парусами фестивали классических судов Балтики. Шхуна примет участие в программе «Sail Training» Яхт-клуба Санкт-Петербурга.

В 1991 г. группа студентов ЛКИ, побывав в музее ВМФ, решила сделать рабочий проект Шхуны 18 века, понравившейся им за изящество форм и простоты конструкций, а также простоты устройства такелажа.

Изначально был создан проект Грумант 58 — проект пиратской шхуны XVIII века, такой тип парусников использовался пиратами Атлантического океана и Средиземноморья. Узкий корпус с хорошо поставленными передними и основными парусами давал приличную скорость для взятия кораблей на абордаж. В XVIII веке этот тип парусников также начали использовать англичане для перевозки и быстрой доставки почты и иных мелких грузов.

Проект Грумант 58 — это пилотный проект, на котором отрабатывались технологии — сборки деталей корпуса, выклейка основных конструктивных элементов, а так же изготовление такелажа по старым технологиям. Сосна показала себя не с хорошей стороны, особенно на подводной части. Изготовление палубы также повлекло за собой проблемы: водотечность и рассыхание.

Рангоут, изготовленный из сосны, повёл себя неплохо, даже хорошо, но тяжеловат. Бегучий такелаж из натуральных материалов, конечно, хорошо (поддерживает стиль), но создаёт кучу проблем при использовании. Пенька и сизаль намокают и сильно садятся, ломая при этом рангоут, и, если не успеешь вовремя ослабить снасти, а также при постоянной работе, материал теряет свою прочность, чем сильно подвергает разрыву снасти.

Проект Грумант 69 кардинально изменён в конструкции — рангоуте и такелаже. Было проведено немало работ с Регистрами. За основу создания проекта брались требования французского морского Регистра Bureau veritas и английского «Lloyd’s Register of Shipping». Все пожелания и ошибки предыдущего проекта были максимально учтены. Защита киля — первое, что было 30 из требований; сделана металлическая килевая секция из стали морского исполнения, которая в дальнейшем состыкована с деревянным корпусом. Дерево использовалось только из ценных пород — брянский дуб (Россия), возрастом более 100 лет, ангарская лиственница (Россия) и тик (Бирма).

Весь продольный и поперечный набор корпуса изготовлен из дуба; обшивка корпуса, первый слой продольной обшивки сделан из дуба по технологии «шведская рейка». Два наружных слоя, диагональ из краснодеревной фанеры морского исполнения, сертифицированное Ллойдом. Тем самым была достигнута максимальная прочность корпуса. Настил палубы — тик, палубные силовые конструкции — из дуба.

Рангоут также претерпел изменения в конструкции — мачты, гики, реи, бушприт сделаны с применением новых технологий, они пустотелые, флажковая технология применяется давно, но её забыли и в этом проекте её применили, надеемся, это было правильное решение.

Стоячий такелаж оставили так, как он есть, он достаточно надёжен и практичен, стиль не изменился. Бегучий такелаж — изменили практически всю оснастку, все верёвки из натурального материала заменены на синтетические, стилизованные под натуральные, материалы хорошего качества — прочные и удобные в работе, что на стиле корабля не отразилось. Блоки глобальных переделок не претерпели, даже наоборот, некоторые из блоков были воссозданы по чертежам из найденных старых рисунков.

Выбор прототипа для постройки модели пал на парусно-паровую двухмачтовую шхуну <Святой мученик Фока> абсолютно случайно. В тот момент, когда было принято решение создать нечто летающее, ездящее или плавающее, ближе всего оказался журнал <Моделист Конструктор> №9 за 1986 год. Данный номер предлагал к рассмотрению помимо <Фоки> один из туполевских торпедных катеров, гоночный катер класса F3E, предлагалась методика расчета самодельного СЛА, еще пара статей на тему кордовых. Кстати, в этом же номере обнаружились две статьи по парусной тематике: <Такелаж - как настоящий> и <Ванты для парусника>.
При всем богатстве выбора, как говориться, другой альтернативы быть не могло. К тому же парусный раздел судомоделизма до этого времени был мною незаслуженно оставлен без внимания.

Немного истории.

Приступив к изучению материалов упомянутого номера <МК> я выяснил, по крайней мере для себя, что оказывается <СВ. МУЧ. ФОКА> (именно так выглядело начертание названия судна на его бортах, спасательных кругах, штурвале и корабельных принадлежностях) это то судно, на котором Г.Я Седов в 1912 - 1914 годах намеревался достигнуть Северного Полюса.
Построенное еще в 1870 году в Норвегии судно предназначалось для морского промысла в Ледовитом океане. При спуске на воду оно получило название <Гейзер> и под этим именем плавало вплоть до 1890 года, затем несколько раз меняло владельцев из числа зверопромышленников, и было приписано к Мурманской научно-промысловой флотилии.
10 июля 1912 года на деньги, пожалованные лично императором, Седов фрахтует и снаряжает <Фоку> для экспедиции к Северному Полюсу. Идея этой экспедиции не нашла поддержки Главного географического управления и Морского министерства поэтому правительство отказалось финансировать данный проект. Положение спасло создание комитета по сбору средств для экспедиции. Во главе комитета стояли издатели ведущих газет.
Наверное, именно этот факт явился причиной того, что в ходе 2-ой, трагической для исследователя зимовки на Земле Франца-Иосифа, Седов переименовывает <Фоку> в честь редактора газеты <Новое Время>. Судно стало называться <Михаил Суворин>. На судне под этим именем, спалив в топке все, что хоть как-то могло гореть, экспедиция вернулась в Архангельск.

по материалам журнала Моделист-Конструктор и информации из глубин мировой сети

Постройка модели

С самого начала было принято решение строить ходовую модель. Гребной винт, паровая машина, лебедки для управления парусным вооружением. Эти наполеоновские планы, к сожалению, пришлось урезать ровно на паровую машину. Не все сразу, как говорится:). В остальном - движемся к намеченной цели.

Часть 1. Корпус.

Для создания корпуса модели был выбран наборный метод. Этот метод совмещает в себе и простоту технологического цикла, и возможность применения доступных материалов, не требует создания дополнительной оснастки, не требует нудной и пыльной подгонки и доводки корпуса по лекалам: ну не нравится мне эта процедура.
Отсканировав картинку теоретического чертежа корпуса, импортирую ее в AutoCAD. На изображение проекций корпуса наношу сетку, по ней определяю реальный масштаб и привожу его вместе с картинкой к масштабу изготавливаемой модели. Далее вручную обвожу контуры шпангоутов, контуры продольных сечений, контур киля и штевней (рис.1).

Рис. 1

При обводке пользуюсь линией Spline, в качестве узловых точек использую точки пересечения контура с горизонтальными линиями сетки. В этом случае каждая узловая точка сплайна будет лежать в соответствующей плоскости чертежа продольных сечений корпуса. Если все сделать аккуратно, это избавит от ошибок при построении 3D модели.
В принципе это не обязательно. И AutoCAD не обязателен, и 3D не обязательно. Кому это не интересно можно сразу переходить к переносу очертаний шпангоутов и киля на фанеру:
Итак, ставлю на <ровный киль> контур штевней и киля. Да, я забыл упомянуть, обрисовывая эту линию сплайном, узловые точки тоже ставлю на соответствующих пересечениях с продольными плоскостями.
Устанавливаю шпангоуты с сеткой на свои места. Соединяю сплайном соответствующие узловые точки шпангоутов по сетке в горизонтальной плоскости, начиная от форштевня (рис.2). В результате получаю контуры сечений в продольной плоскости. Сравниваю их с теоретическим чертежом. Совпадают? Здорово! Едем дольше. Кое-что не совпадает - ищу причину.

Рис. 2

Оказалось, теоретический чертеж немного кривоват, надо его подправить. Критерий правильности обвода на этом этапе один, все линии 3D модели должны быть плавными и гармоничными, любой скос, любая вмятина будет заметна. Для исправления пользуюсь одновременным перемещением узловых точек пересекающихся сплайнов только по линии сопряжения плоскостей этих сплайнов, иначе конструкция может сломаться как карточный домик:)
Прикидываю, какая толщина обшивки будет, и на эту величину сужаю контуры шпангоутов операцией Offset. Все, далее работаю с получившимися контурами шпангоутов. Линии продольных сечений уже не нужны, и их можно удалить, однако для красоты оставляю.
Соединяю сплайном крайние верхние точки шпангоутов, получается 3-х мерный контур бака и планширя фальшборта. С вида сверху переношу верхний контур транца.
Приступая к этапу прорисовки внутренних контуров шпангоутов (рис. 3), пришлось определяться с некоторыми конструктивными параметрами будущего корпуса. Ширина футоксов и высота кильсона выбирались исходя из достаточной жесткости конструкции, наличие или отсутствие палубного бимса определялось необходимостью организации доступа к исполнительным механизмам. Палубные обратные кницы, необходимые для обеспечения жесткости конструкции, отрисовывались <на глаз>. Толщина топтимберсов в районе фальшборта определялась по чертежу вида сверху и вида спереди, в районе надстройки полуюта - <на глаз>.

Рис. 3

Линия палубы бака, шкафута, надстройки полуюта и юта была взята с изображения разреза судна по вертикальной продольной оси. Контур палубы получил, соединив точки пересечения внутреннего контура топтимберсов и верхнего контура бимсов. Далее разворачиваю контур палубы на горизонтальную плоскость и получаю <выкройку> палубы. То же самое делаю с транцем, разворачивая его на соответствующую плоскость.
Я распечатывал контуры на плоттере, поэтому все скомпоновал на одном листе (рис. 4), естественно можно распечатывать на форматках А4 с последующей склейкой.

Рис. 4

Киль со штевнями и шпангоуты я вырезал из листа 4 мм фанеры. Со шпангоутами проблем никаких не было, а вот толщину киля надо было увеличить как минимум вдвое. Дело в том, что после установки шпангоутов на киле и протяжке трех поясов стрингеров жесткость конструкции на кручение оказалась недостаточной, и, прежде чем я успел приклеить некоторое число планок обшивки, мне приходилось постоянно контролировать увод корпуса, постоянно контролировать <пропеллер>. Отсюда мораль: пока не обеспечена достаточная жесткость корпуса на изгиб, кручение, растяжение и срез, нельзя снимать корпус со стапеля, ни под каким предлогом:)
В качестве стрингеров использовались сосновые рейки сечением 4х4 с боков шпангоутов и 3х3 под палубой. Планширь фальшборта и палуба бака вырезались из цельного листа 1 мм фанеры.
Т.к. в начале работ с моделью я не планировал вести фотосъемку - фотография стапеля и этап сборки скелета отсутствует. На рис. 5 я попытался как-то реабилитироваться. :)

Рис. 5

В качестве материала для черновой обшивки была выбрана все та же миллиметровая фанера. Полоски 6 мм шириной резались на гильотинных офисных ножницах формата А4. Длина реек оказалась равной 350 мм поэтому при обшивке корпуса длинной почти 700 мм приходилось использовать по две рейки на пояс. Фанера резалась таким образом, что из трех ее слоев шпона два крайних резались поперек, а средний вдоль. Получились прутки с гибкостью лучшей, чем прутки из шпона толщиной 0.5 мм. Таким образом, не пришлось прибегать к распариванию реек.
Обшивка проводилась в несколько этапов. На первом этапе был обшит участок вблизи киля и фальшборта (рис. 6).

Рис. 6

Для формовки транца позади последнего шпангоута был вклеен кусок застывшей монтажной пены очень высокой плотности. Получить такой материал можно впрыснув в емкость с водой порцию монтажной пены. Застывание происходит очень быстро и плотность получаемого материала достаточно высокая.
Приклеенному куску пены придал сначала форму транца, приклеил сам транец, а затем обточил пену со стороны днища. На рис.7 виден этот участок корпуса с уже наложенными несколькими рядами реек. Сборку вел с помощью клея Момент-Столяр и портняжных булавок. Булавки из сталистой проволоки толщиной 0,4 мм втыкались и вынимались с помощью маленьких плоскогубцев. Кстати, не смотря на достаточно серьезный изгиб реек в районе транца, воткнутые в пену булавки вполне справлялись со своей задачей.

Рис. 7

Палуба также вырезалась из миллиметровой фанеры по контуру виртуальной развертки.
Можно было ее обрисовать по строящемуся корпусу, но я решил проверить точность сборки и процент <попадания>. К счастью, все сошлось достаточно точно. На рис. 8 и 9 хорошо видны стыки между рейками обшивки и фиксацию приклеиваемой палубы. Для удобства установки дейдвуда и обработки изнанки палубы часть обшивки решил установить по окончанию выполнения этих работ.

Рис. 8

Рис. 9

Рис. 10. Так выглядит корма с изнанки. Пена срезана по уровень палубы юта.

Рис. 11. Приклеивание планширя в районе кормы.

Рис. 12. Вырезаются люки для доступа к сервоприводам: модель-то ходовая.

Вырез под дейдвудную трубку (рис. 13) выполнялся с помощью прямошлифовальной машинки с удлинительным тросом. Как оказалось, очень полезная машинка, и рейку подточить, и паз высверлить, а с помощью удлинителя можно подлезть в самые труднодоступные места модели.

Рис. 13

Рис. 14. Примерка. Судомоделисты со стажем без труда узнают в этой трубке колено телескопической антенны радиоприемника:)

Второй мой серьезный промах после <пропеллера>. Не до конца продумав технологию обшивки и порядок следования реек я столкнулся с тем, что мне не к чему оказалось крепить рейки среднего пояса в районе между первым и вторым шпангоутом. В случае с кормой там все было видно и ясно с самого начала, а тут пришлось мудрить. Решив опять использовать пену (рис. 15), я вообще чуть все не испортил. Я влил монтажку в нишу и радостный схватился за фотоаппарат. Самое интересное ждало меня впереди. Пена застывает при впитывании влаги, поэтому застывание идет с поверхности и чем глубже, тем дольше. При этом пена расширяется. В начале, расширяясь, она выталкивает достаточно мягкую, воздушную массу, а по мере застывания пена становится очень нехорошим поршнем. Последствия этого процесса стали для меня очевидны, когда рейки вокруг отверстий начали менять свой естественный прогиб, пришлось в буквальном смысле вычерпывать полузастывшую массу и не отходить от модели до полного прекращения роста <раковой опухоли> :) Очень помог влажный компресс на нос модели и рюмочка чаю в качестве успокоительного создателю.

Рис. 15.

Рис. 16. Вот как это выглядело после эпопеи с монтажной пеной

Завершающий этап черновой обшивки сводится к примерке, подгонке и притирке энного количества клинышек и выточек. В результате на рис. 17 бок корпуса выглядит ощетинившемся ежиком.

Рис. 17

Рис. 18. Вот такая у меня получилась укладка реек в районе скул.

Внутреннюю поверхность корпуса я покрыл двумя слоями стеклоткани 0,03 мм на эпоксидной смоле. Эпоксидная смола для первого слоя разводилась этиловым спиртом в соотношении одна часть готовой смолы и одна часть спирта. Изнаночная часть палубы была покрыта до полной укладки реек. Темные полосы на стыках реек (рис. 19) это поменявший свой цвет клей <Момент-Столяр>. Это происходит при взаимодействии этого клея с клеевыми слоями фанерных реек. На внешней поверхности клеевые следы вытирались влажной губкой, поэтому таких полос там не видно.

Рис. 19

Далее шлифовка и шпатлевание, а потом опять шпатлевание и шлифовка. Корпус получился достаточно ровным, да и выведения поверхности под покраску не требовалось, поэтому особой чистоты поверхности не добивался. В основном была выведена линия вдоль киля и штевней. Шпатлевка <Пиноколор> акриловая водоразбавляемая, имитирует цвет древесины, поэтому может быть использована по чистовой обшивке из шпона.

На рис. 20 шпатлевка с колером под березу.

Рис. 21. Начинаю обшивать надстройку полуюта.

Рис. 22. Еще один вид с уже обшитой надстройкой. Хорошо видно, что придется добавлять имитаторы шпангоутов вдоль фальшборта.

Рис. 23. Вклеенный пяртнерс бизани. Видна дейдвудная трубка и лужи застывшей смолы.

Рис. 24. Весьма тщательно пришлось оформлять окантовку люков. Сформован желоб, в который закладывается уплотнительный шнур.

Рис. 25. Вот, примерно так это выглядит со стороны. В качестве уплотнительного шнура был взят резиновый шнур диаметром 3 мм, который достаточно широко используется рыбаками.

Ну, и в завершении рассказа о постройке корпуса шхуны <СВ. МУЧ. ФОКА>, приведу перечень использованных мною материалов:

  • фанера пятислойная толщиной 4 мм;
  • фанера трехслойная толщиной 1 мм;
  • рейки сосновые 4х4 и 3х3;
  • рейки сосновые 25х4;
  • стеклоткань 0.03 мм;
  • жгут резиновый, диаметр 3 мм;
  • трубка латунная тонкостенная, внутренний диаметр 4 мм;
  • клей ПВА <Момент - Столяр>;
  • клей эпоксидный <ЭДП>;
  • шпатлевка акриловая водоразбавляемая <ПИНОКОЛОР>;
  • булавки, канцелярские прищепки.

Часть 2. Чертеж модели.

Работу над моделью начинаем с выбора прототипа и масштаба.
Эти два фактора взаимосвязаны, по-скольку от них зависит размер будущей модели и, как следствие, количество материалов для ее постройки.
Можно взяться за постройку модели много-пушечного линейного корабля в масштабе 1:50, что позволит подробно и качественно выполнить деталировку (к примеру, пушка длиной в пару метров в "50-м" масштабе будет иметь длину 40 мм). Но при этом следует учесть, что и сама модель выйдет длиной и высотой более метра.
Чтобы построить модель длиной до 50 см, можно уменьшить ее масштаб до 1:150 - 1:200. Но тогда придется изготавливать массу мельчайших деталей и элементов (длина той же пушки сократится до 1 см) что неизбежно скажется на качестве деталировки и на виде модели в целом.
По-этому, для постройки качественной модели небольшого "настольного" размера желательно выбирать небольшие прототипы, что позволит при сохранении заявленного размера модели, выбрать более крупный масштаб и, соответственно, возможность более качественной деталировки.

С другой стороны, выбор масштаба модели может быть продиктован наличными материалами.
К примеру, модель пакетбота Витуса Беринга "Святой Петр" создавалась на основе уже имевшегося корпуса от другой модели, что и продиктовало выбор масштаба 1:180.

Именно этим путем я и пойду при постройке новой модели.

1.ВЫБОР ПРОТОТИПА МОДЕЛИ.

Корпус упоминавшегося пакетбота вырезан из цельного деревянного бруска.
Такой же технологией я воспользуюсь для постройки новой модели.

Для корпуса будущей модели я намерен использовать брусок от ящичной упаковки холодильника.
Этот брусок имеет сечение 48 мм на 35 мм. Значит корпус будущей модели должен быть шириной не более 50 мм (с учетом обшивки).

Предварительно выбрав масштаб будущей модели 1:100, я вычислил, что ширина корпуса прототипа по миделю (в наиболее широком поперечном сечении корпуса) должна быть в пределах 5 метров. Такой параметр присущ небольшим одно-двухмачтовым парусникам типа яхты или шхуны.

Просмотрев чертежи подобных кораблей в интернете, я остановил свой выбор на двухмачтовой марсельной шхуне "Hannah" с параметрами корпуса: длина 17,5 м и ширина по миделю - 5,2 метра.


В сети можно найти специализированные сайты, предлагающие пользователю готовые чертежи для постройки модели в определенном масштабе. Однако, для того, что бы корректно скачать и распечатать их, требуется специальная программа.
К тому же, не всегда есть возможность - получить готовые чертежи - иногда приходится пользоваться рисунками из книг или журналов.
Официальных чертежей шхуны "Hannah" не сохранилось.
При постройке модели моделисты, как правило пользуются чертежами и описаниями из книги Harold Hahn "The Colonial Schooner 1763-1775".
Эти чертежи я и взял за основу для разработки рабочих чертежей будущей модели.

Зачастую, чертежи, взятые из книг или журналов приходится адаптировать для работы с ними.
Я скачал изображения, содержащие чертежи и распечатал их на обычных листах бумаги формата А4.
Чертежи получились не в том масштабе, который указан на них. Кроме того, разные листы отличались масштабами друг от друга.



Мне было необходимо свести все листы к единому размеру, а затем привести этот размер в соответствие с избранным масштабом будущей модели.

2. СВЕДЕНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ К ЕДИНОМУ РАЗМЕРУ.

Избрав на каждом из отпечатанных листов один и тот же элемент, длину которого возможно измерить (в моем случае это была длина киля на Листе 2 = 182 мм), я сравнил ее с длиной соответствующего участка на Листе 1 = 97 мм.
Используя полученный коэффициент увеличения 1,88, я смог достроить на Листе 2 недостающие элементы (рангоут, такелаж).
Затем аналогичным образом, используя значения высоты шпангоутов, показанных на Листах 2 и 3, я получил коэффициент уменьшения для Листа 3 = 1,15 и привел изображение с Листа 3 в соответствие с основным чертежом на Листе 2.

3.ВЫЧИСЛЕНИЕ МАСШТАБА ЧЕРТЕЖА.

На Листе 1 отпечатана так называемая "масштабная линейка", которую я аккуратно, с использованием коэффициента 1,88 перенес на Лист 2, ставший "промежуточным" чертежом будущей модели.

"Масштабная линейка" устанавливает соотношение между длиной единицы измерения в реале и в масштабе чертежа, т.е. одному делению "масштабной линейки" на чертеже,в данном случае, соответствует 10 футов (3000 мм) реальной длины судна.
Измерения и расчет показали, что полученный мною "промежуточный" чертеж, выполнен в масштабе 1:76.
На основании этого я смог просчитать размеры элементов реального корабля.

Зная реальную ширину корабля (5168 мм) и требуемую ширину модели(45 мм), я вычислил масштаб будущей модели - 1:115.

На основании этих расчетов я вычертил окончательные "рабочие" чертежи для постройки модели.

Решив разбавить разговор о тонкостях модельного дела "биллетристикой", я открываю периодический цикл рассказов о кораблях, пользующихся у судомоделистов особой популярностью. Как правило, лишь не многие из тех, кто строит модель HMS Victory или "Черной жемчужины", знакомы с реальной историей прототипа. А ведь история эта часто полна столь загадочных перипетий, что впору писать приключенческий роман, а то и детектив.

Стартующий цикл - "Загадки легендарных парусников" будет знакомить читателя с фактами из устройства и истории известных кораблей.


Немногие из туристов, прогуливающихся по ялтинской набережной, знают, что кафе "Hispaniola" ("Испаньола"), стилизованное под парусник, когда-то было настоящим кораблем. В 60-х годах прошлого века он носил гордое имя первого советского маршала Ворошилова и перевозил грузы вдоль черноморского побережья. А в 70-х стал старинным двухмачтовым парусником и ходил к "Острову сокровищ" за золотом Флинта, а потом терпел кораблекрушение у необитаемого острова с Робинзоном Крузо на борту.

В 1970 году на Ялтинской киностудии режиссер Е. Фридман снимал очередную экранизацию романа Р. Л. Стивенсона "Остров сокровищ".
Желая достичь реалистичности на экране, Фридман запросил настоящий парусник, соответствовавший описанному в романе (до этого в фильмах снимали либо любое парусное судно, либо модели в специальном бассейне и декорации в павильоне).
Для постройки шхуны "Испаньола" киностудия приобрела старую парусно-моторную шхуну "Клим Ворошилов" (1953) у Херсонского винзавода. Проект переоборудования корабля и общее руководство работами на первоначальном этапе выполнил научный сотрудник ленинградского Военно-морского музея А. Ларионов. Окончательно достраивали парусник под началом инженера-конструктора киностудии В. Павлотоса.

На старом черноморском "дубке" нарастили фальшборт, центральный трюм и кормовую часть переоборудовали под старину, оснастили корабль двумя мачтами с косыми гафельными парусами и прямыми парусами на передней мачте, что соответствовало парусному вооружению шхуны (хотя В. Павлотос называл "Испаньолу" бригантиной). Парусник вышел удачным и снимался еще в нескольких кинокартинах, в том числе в "Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо" С. Говорухина (1972).

В еще одной отечественной экранизации романа Стивенсона, снятой в 1982 году на Ленфильме режиссером Воробьевым, "роль" "Испаньолы" поручили трехмачтовой шхуне-джекасс (Jackass) "Кодор" (которую позднее зрители видели в "роли" "Дункана" в фильме С. Говорухина "В поисках капитана Гранта" (1985). На "Кодоре" снимали эпизоды, а полностью «Испаньола» появлялась в кадре только в виде модели.

Не отличаются оригинальностью и зарубежные фильмы по роману "Остров сокровищ". В американской экранизации 1990 года экспедиция за сокровищами Флинта отправляется на трехмачтовом шлюпе (для фильма задействовали новодел исторического парусника "Баунти", построенный в 1961 году). Трехмачтовый корабль снимался и в английском мини-сериале 2012 года...

Не вносят ясности в вопрос об облике "Испаньолы" и художники-иллюстраторы. Луис Джон Рид (Louis Rhead),


Зденек Буриан (Zdeněk Burian), Джефф Хант (Geoff Hunt) показывают на своих рисунках трехмачтовый парусник. Роберт Ингпен (Robert Ingpen), Генри Мэтью Брок (Henry Matthew Brock), Игорь Ильинский изображают двухмачтовую шхуну.
Но наибольшую сумятицу внес первый иллюстратор романа Жорж Руа (George Roux). На его рисунках "Испаньола" предстает... бригом!


Так к какому классу парусных кораблей следует, все же, отнести знаменитую стивенсонсковую "Испаньолу"? Попробуем разобраться.

Начать, пожалуй, следует с того, что Р. Стивенсон сам четко обозначил в романе тип парусника, выбранного для путешествия за сокровищами. Сквайр Трелони описывает в письме доктору Ливси приобретенный корабль так:

"You never imagined a sweeter schooner — a child might sail her—two hundred tons; name, Hispaniola."

"Вы никогда не вообразите более прелестной шхуны - управлять парусами может младенец. Водоизмещение — двести тонн. Название — "Испаньола"".

Комментируя первое издание своей книги с иллюстрациями Жоржа Руа, Стивенсон пишет в письме отцу 28 октября 1885 года:

"... Иллюстрированное издание "Острова Сокровищ" выйдет в следующем месяце. Я получил сигнальный экземпляр; эти французские рисунки восхитительны. Художник понял книгу ровно так, как я её задумал, но допустил одну или две маленькие погрешности – так, он сделал "Испаньолу" бригом...".

Учитывая тот факт, что бриг - двухмачтовый парусник, и это не смущает Стивенсона, можно заключить, что в романе описана именно двухмачтовая шхуна.

В эссе "Моя первая книга: "Остров Сокровищ"" (1894) Стивенсон, имевший практический опыт управления 16-тонной шхуной "Цапля", раскрывает предпосылки к роману:

"… Это будет история для юных читателей – значит, мне не понадобятся ни психология, ни отточенный стиль; в доме как раз живёт мальчишка – он-то и будет экспертом. Женщины исключаются. Я не смогу управиться с бригом (а "Испаньоле", по правде говоря, полагается быть бригом), но, думаю, смогу обойтись шхуной без публичного сраму..." .
Читателю, для которого "шхуна", "бриг", "бригантина" - лишь романтические названия, поясним разницу между этими парусниками.
Все три типа кораблей можно отнести к разряду малых и средних парусных судов, имеющих две и более мачты.
Главная же разница заключается в особенностях парусного вооружения, т.е. в форме и количестве парусов, поднимаемых на мачтах конкретного судна.

Бригантина - двухмачтовое судно с передней мачтой (фок-мачтой), имеющей полное прямое (т.е. два - три прямоугольных паруса, расположенных по-перек оси корабля один над другим) парусное вооружение и с задней мачтой (грот-мачтой), имеющий продольный гафельный (т.е. размещенный на реях,расположенных позади мачты вдоль оси корабля) нижний парус (грот) и прямые паруса (марсель и, возможно, брамсель) на стеньге (добавочном элементе мачты).
Бригантины получили широкое развитие в 17-м веке. Несколько позже на нижнем рее грот-мачты бригантин, который называли "сухим", по-скольку он не использовался для постановки паруса, а служил в качестве опоры для такелажа, стоявшего над ним паруса - марселя, стали ставить прямой парус - грот. Дооснащение бригантины полным парусным вооружением на грот-мачте увеличило парусность корабля и мощь его парусов.

Парусник с полным прямым парусным вооружением обеих мачт и гафельным гротом стали называть бригом . Во второй половине 18-го века, когда бриги стали широко использоваться в военном флоте, бригами стали называть и бригантины, чему немало по-способствовали литераторы, путавшие эти корабли.

Шхуны , ведут начало от малых судов с продольным парусным вооружением, которые в 16 - 17 веках широко использовались голландскими и североамериканскими торговцами, рыбаками, каперами и флибустьерами."Шхуна", как специфический тип парусника с двумя мачтами и гафельным парусным вооружением появляются у побережья Нидерландов в конце 17 века. В 1695 году в Англии строится Королевская яхта "The Transport Royal", оснащенная как шхуна. Адмиралтейская модель этого корабля на сегодня является самым ранним документальным изображением шхуны.

Однако, большее развитие шхуна получила в северо-американских колониях. Поговаривают, что некий Эндрю Робинсон из Глостера в Массачусетсе построил настолько удачный парусник, что зрители, наблюдавшие испытания корабля, сравнивали его с плоским камнем, скользящим над водой при умелом броске, восклицая: "Scoon! Scoon!". Другие исследователи ссылаются на хвалебное голландское "schoone Schip" (прекрасный корабль). Так или иначе, но уже в 1716 году в записях бостонского порта фигурирует название "schooner". А в 1769 году Уильям Фалконер (Falconer William) описывает шхуну в своем морском словаре "A New Universal Dictionary of the Marine".

Таким образом, в первой половине 18-го века, к которой относится действие романа "Остров сокровищ", шхуны уже были достаточно распространены в Англии, в то время как бриг еще только начинал применяться в качестве военного корабля. И вполне естественно, что скряга Трелони приобрел дешевую, скорее всего - рыбацкую шхуну, которую и переоборудовали в "Испаньолу".


Еще одним аргументом, свидетельствующим в пользу шхуны, является меньшая, чем для брига или бригантины, потребность в экипаже (напомним - экипаж "Испаньолы" составлял 26 человек, из них 19 матросов).

Наиболее существенным возражением против использования шхуны для путешествия за "сундуками Флинта", исследователи романа считают маршрут экспедиции.
Маршрут этот пролегал от Бристоля до Мартиники на широте Лиссабона под бакштагом (дующим в корму пассатом) по Северному пассатному течению. Далее подъем севернее, к Острову Сокровищ и обратный путь Атлантикой на север, вдоль Багам и Флориды до мыса Хаттерас и далее по Антильскому течению и Гольфстриму... Благодаря атлантической карусели ветров и течений "Испаньола", совершив оборот по часовой стрелке возвратилась домой.
Вот тут, полагают исследователи, и поджидал бы шхуну неприятный сюрприз - для плавания под мощными устойчивыми ветрами Атлантики, шхуна, приспособленная к оперативному лавированию и хождению круто к ветру, вынуждена была бы рыскать на полных курсах, теряя скорость и, соответственно, увеличивая продолжительность рейса. Кроме того, "Испаньоле", по словам сквайра Трелони, грозили "пираты и проклятый француз", а вооружение шхуны составляла единственная вертлюжная пушка малого калибра (о пушке речь дальше). От брига (каперского или пиратского) бриг "Испаньола" мог бы уйти, а вот шхуна - шансов не имела.
Но исследователи вновь упускают из виду тот факт, что бригов во времена "Испаньолы" было не так уж много, а пираты предпочитали шлюпы (об этом пишет Чарльз Джонсон (Charles Johnson) во "Всеобщей истории грабежей и смертоубийств, учинённых самыми знаменитыми пиратами", изданной в Лондоне в 1724 году). Автор "Острова сокровищ" был хорошо знаком с книгой Джонса и даже (похоже) "списал" Флинта с Эдварда Тича, носившего грозную кличку "Черная борода".
Кроме того, уже к 1720 году пиратство в сильный упадок. Бывшие "джентльмены удачи" либо переходили на службу в государственный флот, либо спивались без работы в портовых кабаках где, кстати, их и набрали в команду "Испаньолы".

Итак, "Испаньола" у Стивенсона была шхуной. Причем, скорее всего, марсельной , т.е. имевшей на стеньге передней (фок) мачты прямой парус (марсель). На наличие стеньг на мачтах "Испаньолы" косвенно указывают салинги мачт, несколько раз упоминаемые в тексте романа. Салинг обеспечивает фиксацию стеньги и разнос стень-вант для более эффективного укрепления стеньг. На салингах нижних мачт устанавливали специальную площадку - марс.
Кроме того, прямой парус позволял несколько снизить рыскание при движении в бакштаг (т.е. при попутном курсовом ветре), о чем говорилось ранее.
Кстати, с салингами связан один из главных аргументов исследователей романа, придерживающихся версии "трех мачт".
Мачты парусника имеют свои названия, определенные их размещением на корабле. Передняя мачта именуется фок (нем.) или фор (англ.), т.е. "первая". Средняя мачта именуется грот (нем.) или мэйн (англ.), что означает "главная". Грот-мачт может быть несколько, если корабль имеет более трех мачт. Задняя мачта именуется бизань (нем.) или миззен (англ.) - "малая, последняя". Бизань иногда именуют крюйс-мачтой, но такое название относится к мачтам с полным реевым вооружением.

Двухмачтовые корабли, чаще всего, имеют фок и грот мачты. При этом, грот-мачта располагается ближе к середине корпуса и имеет большую, чем фок-мачта высоту. Исключение составляют двухмачтовые кечи и иолы, передняя мачта которых выше задней, располагается примерно в середине корпуса и, как следствие, именуется грот-мачтой. Вторая, задняя мачта таких парусников называется бизань-мачтой.

Стивенсон в тексте романа пару раз называет заднюю мачту "Испаньолы" бизанью:
"...В бочке стало светло. Взглянув вверх, я увидел, что поднялся месяц, посеребрив бизань-марс и вздувшийся фок-зейл..."

"...Ванты бизань-мачты висели у меня над головой. Я уцепился за них, полез вверх и ни разу не перевел дыхания, пока не уселся на салинге...".

Скорее всего, в данном случае, Стивенсон допускает описку, путая парусное вооружение шхуны с иолом.
Решающими аргументом в определении числа мачт на "Испаньоле" следует, все же, считать то, что в описываемый в романе период шхуны, как правило, были двухмачтовыми, равно как и бриги, которые вообще никогда не имели третьей мачты (а Стивенсон, как мы уже говорили, считал, что "Испаньола" должна была быть бригом). В пользу двухмачтового варианта говорит и другая цитата из романа:

"... Грот скрывал от меня часть кормы... В то же мгновение грота-гик откинулся в сторону, шкот заскрипел о блоки, и я увидел корму... ".

Т.е. задней, ближней к корме была, все же, грот-мачта. И "Испаньола" была двухмачтовой марсельной шхуной.

Крупные рыболовецкие шхуны (а "Испаньола", напомню, имела водоизмещение в 200 тонн) имели две палубы, нижняя из которых делилась на три отсека: носовой, где помещались члены команды; центральный - трюм для груза, имевший люк в подпалубное пространство, также являвшееся трюмом; кормовой, где размещались камбуз и старшины команды, включая капитана. Верхняя палуба, возвышавшаяся над нижней примерно на 1,6 - 1,7 метра, была ровной (иногда имела невысокие ступенчатые возвышения в носу (полу-бак) и в корме (полу-ют)). В палубе имелось три или более люков (в каждый из отсеков нижней палубы) с трапами, которые накрывали рустерными решетками. Люки в носовой и кормовой отсеки могли иметь так называемые "сходные тамбуры" небольшие будки над люком.

При реконструкции купленной для путешествия шхуны сходные тамбуры, судя по тексту романа, расширили до размеров палубных надстроек, несколько приподняв палубу. В передней надстройке - форкастеле разместили команду и камбуз, а в задней, представлявшей собой расширенный в стороны сходный тамбур - два гамака для капитана и мистера Эрроу. Кроме того, кормовой отсек нижней палубы расширили за счет трюма и выгородили в нем каюты (по три с каждого борта) для пассажиров "Испаньолы". В корме за счет выгородки и подъема палубы образовалось достаточно большое помещение для кают-компании. Наконец, в средней части нижней палубы выгородили отдельное помещение для хранения сокровищ, оставив по левому борту проход, соединяющий кормовой отсек с носовым.

Изучая устройство корабля, выстроенного ялтинскими кинематографистами для кинофильма 1971 года, не трудно заметить, что его облик во многом соответствует описанному в романе. Мы видим рангоут и такелаж, соответствующие парусному вооружению двухмачтовой марсельной шхуны, надстройки в носу и на корме...
В качестве претензии можно было бы указать на слишком малые (для 200-тонного корабля) размеры и пушку, установленную на лафете.
Но вопрос с пушкой - спорный. И ближе к правде, похоже, именно ялтинские корабелы.
Дело в том, что Стивенсон описал в романе "9-фунтовую вертлюжную пушку", ядро для которой канонир Израэель Хендс "катил по палубе". После удачного выстрела по верткому ялику с героями романа, ядро, просвистав над утлой лодченкой подняло такой ветер, что опрокинуло ялик с пассажирами! Судя по всему, Стивенсон плохо разбирался в артиллерийском деле.
Девяти-фунтовых пушек на вертлюге не бывает! Вертлюг - это металлический штырь с "рогатиной" на верхнем конце, в развилке которой крепилась пушка. Вертлюг устанавливали в специальном гнезде на планшире (поручень по верху фальшборта) или в палубе.При таком способе установки тяжелая пушка с тяжелым ядром (а 9-фунтовое ядро весило около четырех килограммов) и мощным пороховым зарядом сломала бы вертлюг и слетела бы при выстреле. По-этому, максимальный калибр вертлюжных пушек составлял 4 фунта. Чаще всего использовали пушки в 1 - 2 фунта для стрельбы картечью (маленькими шариками, сродни мушкетной пуле) по вражескому экипажу и абордажной команде.
Девяти-фунтовые пушки устанавливали на колесном лафете и при необходимости производства выстрела выдвигали их ствол в специальный проем в борту - пушечный порт. Кроме того, лафет оборудовали специальным тросовым креплением к борту - брюком и талями, облегчавшими откат пушки от борта для обслуживания и выкатывание ее в порт для выстрела.
Наводили на цель такие пушки, как правило, в вертикальной плоскости с помощью специального клина, подкладываемого под казенную часть орудия. Так что, попасть в маневрирующий на волнах ялик Хендс мог только случайно.
С другой стороны, девяти-фунтовое ядро не смогло бы поднять настолько мощную воздушную волну, что бы опрокинуть лодку. Для этого пушка должна была бы иметь калибр в 32 фунта. Но такую пушку было бы сложно разместить на относительно небольшой шхуне, да и при выстреле она могла бы запросто опрокинуть корабль.
Скорее всего, "Испаньола" была вооружена и легкими вертлюжными пушками калибром в 1 - 2 фунта,


и лафетной девяти-фунтовкой. Правда, непонятно - зачем катить по палубе относительно не тяжелое ядро, которое мог бы перенести в руках и ребенок?

Так или иначе, но ялтинские корабелы установили на свою "Испаньолу" небольшую (в пределах 2 - 4 фунтов) лафетную пушку. Такая же присутствовала в кадре при съемках эпизодов на борту шхуны "Кодор" в 1982 году.

К сожалению, время, чиновничья бюрократия и бизнес-интересы не пощадили этого интересного корабля, уверенно бороздившего волны Черного моря под всеми парусами. Кроме того, «Испаньола» была первым парусником, специально построенным для съемок кино, а Ялтинская киностудия стала пионером киношного кораблестроения.
В 1972 году крымская инспекция Морского Регистра, не имевшая в своих инструкциях графы, касающейся эксплуатации деревянных парусных судов, потребовала обшить корпус металлом с асбестовыми прокладками (во избежание пожара) и установить радио-локационное оборудование на мачтах, что было бы несовместимо с внешним видом старинного парусника.
Не желая уродовать красавицу «Испаньолу» киностудия передала ее на баланс "Интуриста", который установил шхуну на ялтинской набережной у гостиницы "Ореанда" и переоборудовал в кафе.

Подобная судьба постигла и учебный парусник "Кодор".
Канадский "Баунти", снявшийся в нескольких фильмах, погиб с капитаном и одним из членов команды в октябре 2012 года у побережья Северной Каролины во время урагана Сэнди.