Предметное многообразие термина социальные технологии. Сущность и классификация социальных технологий

Введение...................................................................................................................3

Глава 1. Социальные технологии в социальной работе......................................6

1.1. Понятие и сущность социальных технологий...............................................6

1.2. Специфика социальных технологий в социальной работе...........................9

Глава 2. Методы в социальной работе и их классификация.............................19

2.1. Сущность научных методов и их роль в практике социальной работы.....................................................................................................................19

2.2. Классификация социальных методов...........................................................23

Глава 3. Опыт применения технологий на примере реабилитационного центра “Надежда”..................................................................................................33

3.1. Целевая программа реабилитационного центра “Надежда” города Москвы...................................................................................................................33

3.2. Основные социальные технологии Реабилитационного центра......................................................................................................................34

3.3. Адаптация, получение трудовых навыков и результаты работы с детьми-инвалидами.............................................................................................................37

Заключение.............................................................................................................40

Список литературы................................................................................................43

Введение

Социальные технологии весьма разнообразны, что обусловлено многообразием социального мира, социальной жизни.

Классификация социальных технологий может быть осуществлена по различным основаниям: видам, уровням, сферам применения и т.д.

По масштабу объекта, который подвергается воздействию, можно выделить технологии глобального характера, социальные технологии применительно к обществу в целом, различным сферам общественной жизни, социальной структуре, социальным институтам, процессам, явлениям.

По сферам применения социальные технологии разделяются на специфические социальные технологии регулирования, решения проблем сферы производственно-экономических, общественно-политических, духовно-культурных и социально-бытовых отношений. В статистике обычно выделяются отрасли (сферы) народного хозяйства - транспорт, сельское хозяйство, наука, здравоохранение, связь, образование и др. Это также дифференцирует социальные технологии, прежде всего, конечно, технологии управления, контроля, регулирования хозяйственно-экономических отношений.

За рубежом, а в последние годы и в России, получил широкое распространение и такой вариант сферного деления социальных технологий на различные виды: характеризуется специфика социальных технологий, используемых преимущественно в таких сферах, как бизнес, государственное управление и третий сектор, т.е. область деятельности некоммерческих неправительственных организаций. Достаточно широко распространяется трактовка разнообразия социальных технологий, дифференцирующихся по предмету и объекту, результату, получаемому с помощью тех или иных социальных технологий. Например, технологии получения новой информации, культурных ценностей, отдельных бытовых услуг и др.

Не менее характерно и полезно разделение социальных технологий по признаку характерных свойств развития и функционирования общества.

Особенно важной и ценной является дифференциация социальных технологий по важнейшим задачам, проблемам социальной защиты, различающихся способами оказания помощи нуждающимся. По существу, при этом дифференцируется вся практика социальной помощи по особым моделям социальной работы, объединяющим различные способы оказания помощи нуждающимся.

Наконец, можно говорить о дифференциации социальных технологий, формирующихся под влиянием различных теорий социальной работы, прежде всего психолого- и социолого-ориентированных, а также комплексных. Такая группировка концепций социальной работы стимулирует развитие социальных технологий различного типа.

По характеру решаемых задач выделяют универсальные и частные социальные технологии. Целесообразно также выделить технологии социального развития отдельных стран, регионов, территорий, трудовых ассоциаций. Различают технологии обучающие, внедренческие, самореализации и саморазвития личности и т.д.

Можно заключить, что классификация социальных технологий базируется на дифференциации как применяемых знаний, способов методов, так и объектов (явлений, процессов, групп людей, и общностей и т.д.), поскольку к каждому из них можно применить определенные способы воздействия с целью их оптимального функционирования, развития и совершенствования.

Объектом данной курсовой работы являются типы социальных технологий.

Предметом являются характерные особенности социальных технологий.

Цель данной работы – изучение особенностей социальных технологий и их роль в социальной работе.

1. Определить понятие социальных технологий

2. Выделить сущность и особенности.

3. Охарактеризовать основные методы и технологии социальной работы с молодежью.

4. Проанализировать использование технологий на примере реабилитационного центра «Надежда».

Работа состоит из введения, трех глав, в каждой из которых содержится по два параграфа, заключения и списка использованной литературы.

В работе были использованы методы системного анализа и обобщения; было проведено изучение научной литературы, анализ действующих нормативно-правовых документов в сфере молодежной политики.

Глава 1. Социальные технологии в социальной работе

1.1. Понятие и сущность социальных технологий

Социальные технологии в широком смысле слова – это особая область научного знания, которая ставит и обосновывает вопрос о том, каким образом и в какой последовательности возможны специфические операции с результатами познавательной деятельности.

В узком смысле слова понятие «социальные технологии» имеет два значения.

Во-первых, социальные технологии – это, прежде всего, процесс целенаправленного воздействия на социальный объект, обусловленный необходимостью и потребностью получения заданного результата. В этом плане технологичность воздействия наполнена такими понятиями, как этапность, процедурность, операциональность 1 . Исходя из такого видения, социальные технологии можно охарактеризовать как определенную прагматику, выстраивающую в один ряд: 1) цель, 2) средство, 3) результат. Координация и субординация цели, средств, результатов предполагают вариативность и учет множества факторов, моделирование и проектирование, систему критериев и оценок, содержательные версии и сценарии, методы диагностики и т.д.

Во-вторых, социальные технологии – это теория, исследующая процессы целенаправленного воздействия на социальные объекты, разрабатывающая и обосновывающая эффективные способы и приемы такого воздействия. При этом не имеет значения, что понимается под социальным объектом. Это могут быть социальные отношения, социальное взаимодействие, социальная группа, социальный институт, социальная организация.

Характер воздействия, его технологичность определяются той системой операций целенаправленного воздействия, которая основывается на социальном и социологическом знании объекта – это первый уровень технологического воздействия.

Второй уровень технологического воздействия предопределяется тем, что данный социальный объект находится в неразрывной связи с другими социальными объектами, более того - является частью социальной системы, органически интегрирован в социальное целое. И любое изменение этого социального объекта с неизбежностью влечет за собой цепочку изменений других объектов. В подобном социальном сценарии социальная технология должна учитывать все возможные изменения.

В соответствии с вышесказанным есть смысл различать базовые и частные социальные технологии.

Базовые – технологии стратегического (долгосрочного) проектирования социального объекта. Смысл базовых технологий состоит в 2:

1) гармонизации индивидуального, личностного и общественного;

2) выдвижении таких целей социальных технологий, которые гуманистичны по своей природе;

3) развитии творческих способностей и активности социального субъекта.

Частные – разновидность форм тактико-оперативного (краткосрочного) воздействия на социальный объект. Это социальное конструирование, практически-предметное урегулирование отношений и операций, оптимизация социального взаимодействия на разных уровнях.

Таким образом, социальные технологии олицетворяют собой разные ипостаси социальной самоорганизации.

Сегодня можно сформулировать две основные точки зрения на сущность социальных технологий.

Первая точка зрения (Дж. Томас) состоит в том, что социальные технологии имеют смысл, только если вводят социальные инновации в различные направления социальной практики. В число инноваций, согласно данной точке зрения, входят социальные исследования, разработка исследовательских программ, выработка моделей, социальный эксперимент, создание новых методик, технологии выработки критериев оценки эффективности. Инновации включают в себя специальные средства, позволяющие сделать их реальностью. Реализация социальной технологии - это 3:

1) анализ социальной реальности, социального объекта;

2) разработку социальной технологии изменения объекта;

3) распространение (внедрение) социальной технологии;

4) исследование развития объекта технологического воздействия;

5) оценка полученных результатов в ходе воздействия.

Необходимость применения социальных технологий обусловлена тем, что практическому действию всегда предшествует какая-либо модель, макет, проект этого действия, т.е. возможный вариант его реализации. Социальная технология рационализирует последовательность возможных практических действий, упорядочивает их. Суть социальной технологии – не в том, что делать, а в том, в какой последовательности. Наконец, согласно данной точке зрения, суть социальных технологий состоит также в том, что необходимо проектировать и прогнозировать не только сами практические действия, но и их возможные последствия. Таким образом, согласно данной точке зрения социальные технологии необходимы как инструмент для внедрения социальных инноваций в различные направления социальной практики.

Вторая точка зрения (Н.С. Данакин) состоит в том, что существование социальных технологий связано с самой социальной действительностью (реальностью). Дело в том, что социальные технологии обусловливают протекание социальных процессов, ведь если рассматривать социальные технологии как последовательность операций, то они и есть социальный процесс. Однако отождествление этих понятий было бы неправильным. Суть социальной технологии, согласно данной точке зрения в том, чтобы, учитывая все объективные и субъективные условия, спроектировать оптимальное развитие социального процесса. Для этого процесс анализируется с точки зрения его вида, типа, характерных особенностей, внутреннего механизма, сопутствующих условий, интенсивности, направленности. Таким образом, посредством социальных технологий формируется исчерпывающий «реестр» социальных процессов.

При анализе социальных процессов их носители – субъекты, а в связи с этим – субъективные и объективные предпосылки. Установлению подлежат и организационные формы социальных процессов. Решение указанных вопросов напрямую ставит проблему необходимости проектирования, так как любая социальная технология, имеющая своей целью проектирование и внедрение, ориентирована на технологизацию соответствующего процесса. При этом смысл технологизации социальных процессов состоит в следующем 4.

Главное назначение социальных технологий - регулирование социальных процессов в различных общностях с помощью специфических средств. Многообразие социальных процессов, а следовательно, и технологий их регулирования, обусловлено широким спектром социальной деятельности в целом и социального обслуживания, различаясь по целям, функциям, характеру и результатам.
Для каждого вида социальной деятельности создается особая технология. Социальные технологии для различных областей социальной сферы - медицинского обслуживания, пенсионного обеспечения, социального страхования, системы образования и социального обслуживания - обладают своей спецификой.
Поэтому речь не может идти о какой-то универсальной технологии, а идет о множестве технологий, каждая из которых сообразуется с конкретной деятельностью, с целями, которые социальный работник поставил перед собой и которые он стремится достичь.
1. Многообразие социальных технологий
Любая социальная технология, будучи конкретно направленной на решение определенной социальной проблемы, всегда имеет те или иные модификации. Связано это с конкретными условиями ее реализации: с состоянием материальных, политических, финансовых и кадровых ресурсов, с историческими условиями, традициями и др.
Все это вместе взятое определяет содержание социальной технологии, придает ей однозначность и обусловливает проявление общих требований к технологическому процессу. Технологизация любого процесса возможна при наличии следующих условий: во-первых, процесс должен иметь определенную структуру сложности, которая позволяет расчленить его на относительно обособленные части; во-вторых, должны иметься средства, позволяющие так оптимизировать действия социального работника, чтобы максимальный эффект достигался при минимуме усилий и времени.
Несмотря на то, что в социальных технологиях диапазон различий, дифференциации может быть достаточно большим, что определяется как сложностью индивидуального объекта социальной работы, так и ее творческим характером, по сути эти различия не затрагивают общего алгоритма, фиксирующего предельные границы дифференциации, переход за которые чреват игнорированием опыта, последовательности, закономерности и правил, что приводит к снижению эффективности социального действия.
Социальная технология, как правило, является ответом на некоторую назревшую социальную потребность, поэтому создание новых социальных технологий выступает как объективный и закономерный процесс.
В процессе осуществления социальных технологий может изменяться объект воздействия, что, в свою очередь, предопределяет необходимость постоянного поиска новых технологий. Социальное воздействие на один и тот же объект в различных условиях в зависимости от его состояния и поставленной цели объективно требует разработки и применения новых технологий.
Усложнение общественных отношений предопределяет не только разнообразие социальных технологий, но и диалектическое единство стереотипных повторяющихся и творческих действий. Это соотношение зависит от видов социальных технологий. Если стереотипность процедур предпочтительна в производственных технологиях, то в социальных технологиях она применима в основном лишь на организационном уровне, тогда как в частных технологиях, в конкретных условиях, она невозможна и даже вредна.
Любая социальная технология используется адресно и сопровождается теми или иными нюансами. Она не может быть спроектирована или внедрена без учета особенностей как объектов, так и субъектов социальной деятельности. Для решения даже одной и той же социальной проблемы не только возможно, но и необходимо разрабатывать и внедрять «набор» социальных технологий. Примером может служить разнообразие технологий медицинского обслуживания населения, обусловленное спецификой медучреждений. Это государственная и муниципальная системы медучреждений, это страховая и частная, с точки зрения источников финансирования медучреждений, это технология оказания срочной медицинской помощи, медицинской реабилитации, лечения различных заболеваний, их профилактики и т.д. Кроме того, разнообразие технологий медицинского обслуживания обусловливается тем, что каждый больной - это своя технология решения его проблем со здоровьем.
Еще более конкретно и наглядно можно представить специфику социальных технологий на следующем примере. Чтобы решить задачу социальной защиты семей с детьми-инвалидами, необходимы определенные объективные и субъективные предпосылки и условия. Речь идет о таких случаях и предпосылках, без которых невозможно ни поставить, ни решить проблему. Если представить три семьи, имеющие детей инвалидов, то в каждой из них свои особые условия: заболеваемость ребенка, его возраст, степень обеспеченности жильем, материальный уровень, полнота или неполнота семьи, психологический климат, помощь других родственников и т.д.
У всех таких семей проблема общая - инвалидность ребенка, но условия у всех разные, поэтому процесс работы с этими семьями не может быть одинаков. В одном случае нужна психотерапия, в другом - медико-социальная реабилитация, в третьем - материальная помощь.
Таким образом, высоко значимы не только технологии, предназначенные для решения одной и той же проблемы, но и те, которые обеспечивают решение проблемы каждой конкретной семьи.
Следующим фактором, обусловливающим многообразие социальных технологий, является различный уровень квалификации, профессионализма, опыта и многих других качеств, которыми должны обладать специалисты разработки и исполнения социальных технологий.
Итак, многообразие социальных технологий обусловлено:

  • обширностью социальных отношений и видов социального действия;
  • системным, сложным характером объектов социальных технологий;
  • разнообразием средств, методов и форм, используемых в процессе социального действия;
  • различным уровнем профессионализма разработчиков и исполнителей социальных технологий.

2. Классификация социальных технологий
Многообразие социальных технологий вызывает необходимость их классификации и типизации.
Типология как научный метод, основой которого является расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа, выполняет важную методологическую функцию. Основные логические формы, используемые типологией, - тип, классификация, систематика.
Типология в социальной работе:
а) выступает формой научного обоснования и программирования социальных технологий;
б) выполняет прогностическую функцию (на основе творческой переработки используемого на практике инструментария открывает возможность прогнозировать результат применения тех или иных технологий в различных условиях);
в) выполняет ориентировочную функцию.
В основе классификации и типизации социальных технологий лежат те же принципы, которые используются в любой другой практической деятельности.
Как правило, в качестве оснований в классификациях выбираются признаки, наиболее существенные для объектов классификации. В этом смысле классификация выявляет существенные сходства и различия между явлениями и имеет важное познавательное значение.
Для классификации социальных технологий, наиболее ценными являются их систематизация, основанная на познании существенных связей между отдельными видами технологий.
Приступая к рассмотрению классификации социальных технологий, следует отметить, что даже самые простые из них имеют сложную внешнюю и внутреннюю структуры (микро- и макроуровни и т.д.), в результате чего любая их классификация не может быть однолинейной и представляет собой сложное разветвление.
Основой типологии социальных технологий могут стать следующие признаки:

  • степень ассоциированности объекта воздействия (личность, общество, социальные группы, трудовой коллектив);
  • масштабы и иерархия воздействия (глобальные, континентальные, региональные и т.д.);
  • сфера социализации и жизнедеятельности людей (производственная, политическая, социальная, духовная сферы);
  • степень зрелости социальных объектов;
  • инструментарий, способы и средства воздействия, используемые для решения поставленных задач;
  • область общественной жизни: экономика, образование, здравоохранение, научная деятельность;
  • уровень разработки социальных технологий (теоретический, конкретно-прикладной);
  • цель, реализуемая в результате применения данной технологии.

Вопрос о классификации социальных технологий является сложным и дискуссионным. Как к разработке, так и типизации социальных технологий существуют различные подходы. Они диктуются не только различными взглядами ученых, занимающихся исследованиями в данной области, но и различными параметрами, избираемыми в качестве основания классификации.
Например, В.В. Богдан и В.Н. Иванов предлагают следующую классификацию социальных технологий:

  • технологии поиска стратегии управления;
  • технологии социального моделирования и прогнозирования;
  • информационные технологии;
  • внедренческие технологии;
  • обучающие инновационные технологии;
  • технологии прошлого опыта.

Академик МАИ В.И. Банерушев, принимая в качестве основания для классификации уровень социального пространства, на котором применяются технологии, предлагает следующую классификацию:

  • глобальные технологии;
  • демографические;
  • экономические;
  • военные;
  • технологии продовольственных кризисов, конфликтов, катастроф.

Взяв за основу сферу использования, можно получить такую классификацию социальных технологий:

  • социально-экономические;
  • социально-политические;
  • социальные;
  • духовные.

Технология социальной работы как форма особого освоения социальной действительности находится в тесном взаимодействии не только со смежными теоретическими системами, но и с практическим опытом, традициями, ритуалами, обычаями, социально-психологическими явлениями и фактами.

Понятия «социальная технология». Сущность и типы социальных технологий.

Социальная технология . Понятие ʼʼсоциальная технологияʼʼ в России появилось в 70 – 80-е годы XX века в связи с крайне важно ­стью разработки качественно новых подходов к решению про­блем общественного развития, что было связано с усложнением социально-экономических отношений.

В данный период возрос интерес к зарубежным исследованиям, в которых рассматривались различные аспекты разработки и при­менения социальных технологий. Так, болгарский исследователь Н.Г. Стефанов подчеркивал ʼʼКакими бы сложными ни были социальные процессы, каждый из них поддается технологизации. Реальная проблема не в том, возможно ли в принципе технологизировать социальные процессы, а в том, как это сделатьʼʼ. Далее он писал: ʼʼЧем больше усложняются виды человеческой деятель­ности, тем больше обязательным становится расчленение их на соответствующие этапы и операции. Чтобы деятельность получила право называться технологией, крайне важно, чтобы она была со­знательно и планомерно расчленена на элементы, реализующие­ся в определœенной последовательности. Ни этапы и операции, ни порядок и последовательность этих операций не бывают установлены произвольно, поскольку каждая деятельность имеет свою внутреннюю логику развития и функционированияʼʼ.

В это же время появились и первые отечественные исследова­ния по данной проблеме. В частности, большое внимание ей уде­ляли Н. С. Данакин, Л. Я. Дятченко, А. К. Зайцев, Л. Г. Ионин и др.
Размещено на реф.рф
Уже на начальном этапе подходы специалистов к пониманию сущ­ности социальной технологии и ее места в общественной жизни были различными. Так, В.С. Дудченко, анализируя работы разных авторов, выделяет следующие трактовки данного понятия:

· социальная технология - ϶ᴛᴏ определœенный способ осуще­ствления человеческой деятельности по достижению обществен­но значимых целœей. Сущность социальной технологии состоит по сути в том, что она состоит в рациональном расчленении деятельности (либо процес­са) на процедуры и операции;

· социальная технология состоит по сути в том, что расчленение осуществляется предварительно, сознательно и планомерно;

· социальная технология состоит по сути в том, что расчленение производится на базе и с использованием научных знаний и передового опыта;

· социальная технология состоит по сути в том, что расчленение строится с учетом специфики области, в которой осуществляется деятельность (процесс);

· социальная технология выступает в двух формах: как про­грамма, содержащая процедуры и операции, направленные на преобразование способов и средств деятельности, и как сама дея­тельность, построенная в соответствии с этой программой, ᴛ.ᴇ. как ʼʼживаяʼʼ (живущая) технология;

· социальная технология отражает специфику программы, состоящую в ее существенном влиянии на характер и содержание технологизируемой деятельности;

· социальная технология является элементом (формой трансля­ции) человеческой культуры. Она ʼʼвырастаетʼʼ в культуре эволюционно или строится по ее законам как искусственное образование.

Вместе с тем, под социальными технологиями принято понимать так­же развитые алгоритмы действий, оформленный вид методики, опыт успешного решения какого-либо рода задач или некоторая специально построенная (ʼʼвыращеннаяʼʼ) и реально действующая социальная система, созданная с определœенными целями, напри­мер система контроля исполнения принятых управленческих ре­шений. То есть социальная технология - ϶ᴛᴏ откристаллизованная человеческая деятельность или ее фрагмент. А по определœе­нию Ю.М. Резника, социальная технология - ϶ᴛᴏ ʼʼспециально созданная и эмпирически обоснованная система средств, приемов и способов, направленных на решение стандартных, типовых задач в рамках деятельности по управлению социальными объекта­ми (их диагностике, проектированию и регуляции)ʼʼ.

М.В. Шакурова определяет социальные технологии следующим образом: ʼʼСистема знаний об оптимальных способах преобразования и регулирования социальных отношений и процессов, а также сама практика алгоритмического применения оптимальных способов преобразования и регулирования социальных отношений и процессовʼʼ. Специалистами в области социальных технологий определœены следующие условия технологизации практической деятельности в социальной сфере:

‣‣‣ объект воздействия должен иметь признаки социальной системы;

‣‣‣ должны быть выделœены элементы системы объекта социального воздействия, особенности его строения (структуры) и функционирования;

‣‣‣ должна быть обеспечена возможность формализации реально происходящих процессов и представления их в виде определœенных операций, процедур, показателœей;

‣‣‣ должна быть обеспечена возможность воспроизводства и повторяемости операций, процедур или показателœей в новых условиях.

Р.В. Овчарова под социальной технологией понимает ʼʼсовокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для решения различного рода социальных проблем и обеспечения социальной защиты населœенияʼʼ. По е мнению признаками социальной технологии являются:

– наличие стратегической программы, в рамках которой решается конкретная социальная проблема;

– алгоритм последовательности операций для достижения конкретного результата;

– наличие критериев оценки успешной деятельности специалиста;

– непрерывность контакта с клиентом социальной работы;

– динамизм содержания, форм и методов социальной работы.

Систематизация различных подходов к пониманию социальной технологии позволяет выделить среди них наиболее существенные:

– социальная технология - ϶ᴛᴏ определœенная программа деятельности по решению (управлению решением) социальной проблемы;

– социальная технология - ϶ᴛᴏ определœенная, специально подготовленная и последовательно реализуемая деятельность, направленная на решение социальной проблемы;

– социальная технология т это специально разработанная про­грамма исследования социальной проблемы.

Социальные технологии разделяются на различные типы исходя из оснований, в числе которых бывают сферы применения, виды деятельности, объекты и т.д. Рассмотрим это с помощью таблицы.

Типы социальных технологий

Основания выделœения типов Типы социальных технологий
1. Сферы применения 2. Объекты 3. Характер решаемых задач 4. Область заимствования методов 5. Направления социальной работы 1. Глобальные Универсальные Региональные 2. Групповые Общинные Индивидуальные 3. Организационные Обучающие (информационные) Инновационные (поисковые) Социальное моделирование Социальное прогнозирование 4. Социально-медицинские Социально-психологические Социально-педагогические 5. Собственно социально работы: – социальная диагностика (экспертиза); – социальная профилактика; – социальный контроль (надзор); – социальная реабилитация; – социальная адаптация; – социальный патронаж (опека); – социальное обеспечение; – социальная терапия; – социальное консультирование

Как видно из таблицы, разновидностью социальных технологий выступают социально-педагогические технологии.

Понятия «социальная технология». Сущность и типы социальных технологий. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Понятия «социальная технология». Сущность и типы социальных технологий." 2017, 2018.

Термин «технология» известен более всего из материально-производственной практики, и, прежде всего, из промышленного применения технологий. Первоначально под технологией подразумевалась не только деятельность по преобразованию природных объектов, но также и общетехническая дисциплина, изучающая взаимодействие средств труда и сырья, материалов. В тоже время этот термин никогда не означал понятия техники в смысле совокупности искусственных материальных средств человеческой деятельности и уже с древнейших времен означал искусство, мастерство, умение.

Достаточно широкая трактовка понятия «технология» дана болгарским философом Н. Стефановым, который отмечал: «Там, где человек активно и целенаправленно относится к окружающим его процессам, где он стремится сознательно и планомерно изменять природную и социальную среду, там, в принципе, возможна технология».

В общем смысле слова технология представляет собой «совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов, а также сами процессы, при которых происходит качественное изменение обрабатываемого объекта». Таким образом, технология - это не просто комплекс знаний о способах и средствах, не просто совокупность инструментов, но совокупность упорядоченная, укорененная в некоторой методологии, в некотором системном принципе, включающим указание на общую и конкретную цели.

Технология алгоритмизирует деятельность, поэтому может быть многократно использована, воспроизведена и тиражирована для решения сходных задач и создается, в том числе, для дальнейшего «перенесения» в другие области. Создание технологии гарантирует заданные свойства продукта, обеспечивает рациональность самого процесса деятельности. Такое прочтение термина, пришедшего из сферы материального производства, изначально акцентирует внимание на ее преобразующем характере (в отличие от чисто познавательного). Но при этом из поля зрения ускользает тот факт, что объектом технологизации выступает не столько система инструментальных технических средств, сколько сам человек, осуществляющий деятельность. В таком случае технология становится неотъемлемым элементом культуры управления и в известной степени - мерой развития человека. Это можно объяснить тем, что технология выступает в виде стандартов-запретов, правил, норм, а также апробированных средств, способов и приемов целесообразной человеческой деятельности, позволяющих достигнуть заданных результатов.

Технология воплощает в себе социальную форму практики, способы регулирования, контроля и управления взаимодействием между предметом труда и орудием труда, его технологическим содержанием. Причем, если объективной природной предпосылкой технологии являются природные процессы, которые обусловливают ее «вещественный каркас», то соответствующим социальным аналогом технологии выступает коллективная общественная практика, где материально-вещественные компоненты проявляют свою технологическую силу и раскрывают свое социальное значение. Общественная практика объединяет их в определенное целое, которое образует технологический способ освоения социального пространства.

В ходе развертывания научно-технической и информационной революций значительно усилилось внимание к социальным компонентам технологий и появилась возможность распространить технологический подход на все стороны общественной жизни: экономику, социальное управление, образование, воспитание, политику и др. Причем в каждой из них, разработка технологии основывается не просто на обобщении эмпирического опыта, а на новейших достижениях современной науки и техники.

Социальная технология - совокупность методов и приёмов, позволяющих добиваться результатов в задачах взаимодействия между людьми, то есть, по сути социальная технология - это структура коммуникативных воздействий, изменяющих социальные системы или ситуации. Также социальную технологию можно определить как последовательность этапов социального взаимодействия, в ходе которой каждый субъект, участвующий во взаимодействии, реализует собственную управленческую стратегию по отношению к другим и формирует социальную действительность. Социальные технологии представляют собой способ организации и упорядочения целесообразной практической деятельности, совокупность приемов, направленных на определение или преобразование (изменение состояния) социального объекта, достижение заданного результата.

Социальные технологии в широком смысле слова – это особая область научного знания, которая ставит и обосновывает вопрос о том, каким образом и в какой последовательности возможны специфические операции с результатами познавательной деятельности.

В узком смысле слова понятие «социальные технологии» имеет два значения.

Во-первых, социальные технологии – это, прежде всего, процесс целенаправленного воздействия на социальный объект, обусловленный необходимостью и потребностью получения заданного результата. В этом плане технологичность воздействия наполнена такими понятиями, как этапность, процедурность, операциональность. Исходя из такого видения, социальные технологии можно охарактеризовать как определенную прагматику, выстраивающую в один ряд: 1) цель, 2) средство, 3) результат. Координация и субординация цели, средств, результатов предполагают вариативность и учет множества факторов, моделирование и проектирование, систему критериев и оценок, содержательные версии и сценарии, методы диагностики и т.д.

Во-вторых, социальные технологии – это теория, исследующая процессы целенаправленного воздействия на социальные объекты, разрабатывающая и обосновывающая эффективные способы и приемы такого воздействия. При этом не имеет значения, что понимается под социальным объектом. Это могут быть социальные отношения, социальное взаимодействие, социальная группа, социальный институт, социальная организация.

Но существует множество определений и трактовок самого термина «социальные технологии». Наиболее основополагающими можно назвать следующие характеристики:

1. Социальные технологии являются научной дисциплиной из многообразного цикла управленческих и социологических дисциплин. Это специально организованная область знаний о способах, процедурах и методах оптимизации жизнедеятельности человека в условиях все нарастающей взаимозависимости, динамики и обновления общественных процессов.

2. С другой стороны, социальные технологии представляют собой способ осуществления деятельности на основе ее рационального и оптимального расчленения на процедуры, операции с их последующей координацией и синхронизацией выбора основных средств, методов и методик их выполнения.

3. Социальные технологии – это метод управления социальными процессами и явлениями, который обеспечивает систему их воспроизводства в определенных параметрах – свойства, качества, объемов, целостности деятельности.

Социальные технологии – элемент человеческой культуры, зависящий от менталитета народа и его языка. Социальные технологии возникают в процессе эволюции человеческого общества или создаются искусственно. Социальная технология - совокупность методов и приёмов, позволяющих добиваться результатов в задачах взаимодействия между людьми, то есть по сути социальная технология - это структура коммуникативных воздействий, изменяющих социальные системы или ситуации. Социальные технологии различают в тесной зависимости от сфер общественной деятельности, в которых используются.

Социальные технологии могут быть:

Собственно социальными (достижение социальной справедливости «кто не работает, тот не ест»; защита незащищённых слоёв населения);

Экономическими (оценка способностей человека; интеллектуальная оптимизация труда работника; «рядовой выходит в управленцы», иными словами, персонал получает власть и ответственность);

Управленческими (развитие управленческих систем и порядка коллективной деятельности организаций; выделение личной стратегии);

Политической (гарантии дальновидности и взвешенности политических решений);

Духовной сфере (культурные запросы и интересы людей; реагирование на тенденции, связанные с общественной и культурной жизнью; наличие экономических предпосылок для решения существующих проблем).

Социальные технологии, которым все более уделяется внимание на государственном уровне, могут быть связаны с работой с обществом в целом, с семьёй, подрастающим поколением, женщинами, пенсионерами, с технологиями социального предвидения, адаптации, творческого развития, профилактического значения и экономической поддержке людей, а также социально-педагогические, социально-психологические, социально-медицинские.

Сущность социальных технологий может быть понята как инновационная система методов выявления и использования скрытых потенциалов социальных систем, получения общественно полезного результата при наименьших затратах. Социальные технологии, являясь связующим звеном между социологической теорией и методологией, с одной стороны, и социальной практикой - с другой, обеспечивают научно обоснованный выбор оптимальных способов воздействия субъектов управления на объект с целью создания благоприятных условий жизнедеятельности людей.

Объектом социальной технологии выступают: работники, с их социальными качествами, мотивами поведения, социальными ролями, целями и ценностями, малые и большие социальные группы, различные организации и социальные институты общества, а также социальная реальность (как «моментальный фотоснимок», конструируемый участниками в соответствии с их взаимными ожиданиями).

Предметом являются социальные процессы:

Внутриличностные процессы (например, процесс самовоспитания);

Процессы, происходящие непосредственно между двумя или несколькими индивидами (например, процесс лидерства);

Процессы, происходящие в отношениях между индивидом и группой (например, процессы адаптации или дезадаптации);

Процессы, происходящие внутри группы (например, процессы организации или дезорганизации);

Процессы, происходящие в отношениях между группами (например, процессы национального самоопределения или интернационализации);

Процессы, происходящие внутри отдельного общества (например, процессы социальной мобильности, дифференциации и ассимиляции);

Процессы, происходящие внутри человечества или глобального общества (например, процессы демилитаризации или межгосударственной интеграции).

Как видим, нижнюю границу образуют внутриличностные процессы, которые соприкасаются непосредственно с психическими и психофизиологическими процессами, верхнюю - глобальные социальные процессы.

Таким образом, можно констатировать, что термин «социальная технология» еще не завершил свое становления. Различные подходы к его определению отражают соответствующие значимые аспекты социоинженерной деятельности.

Использование социальных технологий определяет эффективность процесса управления малыми группами, крупными коллективами, обществами, позволяет эффективно влиять на развитие социальных процессов, устойчивость социальной организации и всего социального пространства. Социальные технологии определяются типом общественного развития, доминированием в нем эволюционных и революционных процессов, национальным менталитетом, представленным лингвистическими концептами, типами коллективов, социально-психологическими группами объектов социальных технологий.

Социальные технологии должны рассматриваться с разных сторон.

С одной стороны, как средство практического достижения поставленных целей, как системное и направленное целеполагание, основанное на социологическом анализе материала, упорядочиваемого императивами технологичности. Здесь выявляется незавершенность феномена многофакторности социологического упорядочивания, оптимизации и организации, процесс и объект не только трансформируется в нужном направлении, но и показывают исследователю новые грани, свойства, качества и отношения. А это означает реальный процесс трансформации социального и социологического знания.

Однако и этим процесс превращения знания не исчерпывается. Он продолжается при приме нении результатов социального моделирования, анализа эффективности, учета разных форм обратной связи, внесения корректив и поправок. Дальнейший процесс, связанный с генерализацией моде лей, выражения их в языке математики, информатики, логики, дает новый уровень превращения знания, характеризуя исходную социальную и социологическую информацию об объекте под новым углом зрения. Достигнутая экспликация характерологических черт объекта «запускает» новый виток. И так виток за витком происходит наслоение новой информации.

С другой стороны, социальные технологии - это деятельность людей, реализация их социальной энергии, интеллекта, выражения способностей, умений и даже желания делать что-либо определенным образом. Эти социальные действия осуществляются в конкретных социальных условиях, реализация - через специфические социальные институты и социальные организации. Здесь социальные технологии выступают как разновидность социального менеджмента, форма выражения социального управления.

С третьей стороны, социальные технологии - вид операционального социального самосознания. Этакая операционально-прагматическая социальная рефлексия. Она выражается в осмыслении тех технологических законов, которые позволяют обществу найти внутреннее социальное измерение оптимальности метаморфоз. Можно сказать, что социальные технологии - это социальный институт инноваций и социального творчества, организации и самоорганизации, диагностики, тактики и стратегии развития.

Социальные технологии выступают как интеллектуальный наукоемкий ресурс, использование которого позволяет не только изучить и предсказать различные социальные перемены, но и активно влиять на практическую жизнь с помощью регулирования заработной платы, повышения мотивации труда, а также получать эффективный прогнозируемый социальный результат.

Контрольная

Психология и эзотерика

Социальные технологии являются неотъемлемой частью социальной работы как теоретической дисциплины так и практической деятельности. Особую актуальность социальные технологии приобретают в современной России когда осуществляются коренные преобразования в политике экономике в социальной сфере.


Введение

Социальные технологии являются неотъемлемой частью социальной работы как теоретической дисциплины, так и практической деятельности. Особую актуальность социальные технологии приобретают в современной России, когда осуществляются коренные преобразования в политике, экономике, в социальной сфере. С утверждением в обществе такого направления деятельности государства, как социальная защита населения, активно развивается инфраструктура социальной работы, расширяется сеть учреждений подготовки специалистов для ее организации и проведения. Эти процессы вызывают к жизни потребность в технологизации социальной работы не только как важнейшего условия высокого профессионализма сотрудников, но и как условия систематизации и накопления практического опыта и его передачи новым поколениям специалистов.

Таким образом, все вышесказанное определяет актуальность изучения социальных технологий.

Объектом исследования в данной работе социальные технологии. Предметом – содержание социальных технологий и их специфика.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть социальных технологий и их классификацию;
  • определить специфику социальной диагностики;
  • изучить социальную адаптацию;
  • рассмотреть социальную терапия и методы ее осуществления.

При написании данной работы были использованы учебные пособия, статьи и монографии российских авторов по общей социологии.

Структура работы отражает логику и содержание исследования. Работа состоит из введения, четырех разделов, заключения, списка используемых источников.

1 Понятие социальных технологий и их классификация

В современной науке представлено множество определений социальной технологии. Давайте рассмотрим некоторые из них:

Под социальной технологией будем понимать методы воздействия на социальные субъекты с целью изменения их состояния, формирования определенных установок, ценностных ориентаций, новых социальных потребностей .

Социальные технологии – это система знаний об оптимальных способах преобразования и регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, а также сама практика алгоритмического применения оптимальных способов преобразования и регулирования социальных отношений и процессов .

Социальная технология – это, прежде всего, разработка методов и методик результативного и рационального целенаправленного социального воздействия. Однако это воздействие не сводится к совокупности механического набора операций. В технологической последовательности эти операции координированы и субординированы, упорядочены и регламентированы .

Таким образом, исследователями в области социальной работы и психологии даются различные определения социальных технологий, но, вместе с тем, следует отметить общие черты, свойственные этой дефиниции. Во-первых, социальные технологии представляют собой постоянно развивающуюся и пополняющуюся систему знаний о наиболее оптимальных способах взаимодействия и воздействия на население. Во-вторых, социальные технологии – это прежде всего набор социологических и психологических методов и методик широко применяемых на практике. В-третьих, социальные технологии направлены на пооперационное осуществление взаимодействия с социальным субъектом.

Любая социальная технология всегда имеете конкретную направленность на решение определенной социальной проблемы, всегда имеет. Те или иные модификации социальной технологии всегда связаны с конкретными условиями ее реализации: состоянием материальных ресурсов, политических, финансовых, кадровых, историческими условиями, традициями и обычаями, принятыми в данной стране др.

Несмотря на то, что в социальных технологиях диапазон различий может быть достаточно большим, что определяется прежде всего сложностью объекта социальной работы, так и ее творческим характером, все многообразие социальных технологий может быть организовано исходя из следующих признаков:

— степень ассоциированности объекта воздействия (личность, общество, социальные группы, трудовой коллектив);

— масштабы и иерархия воздействия на проблему (локальные, региональные, национальные, континентальные, глобальные и т.д.);

— сфера социализации и жизнедеятельности людей (производственная, политическая, социальная, духовная сферы);

— возрастная характеристика социальных объектов;

— методы, способы и средства воздействия, используемые для решения конкретных задач;

— сфера общественной жизни: экономика, образование, здравоохранение, научная деятельность;

— уровень разработанности социальных технологий (теоретический, конкретно-прикладной);

— цель, достигаемая в результате применения данной технологии .

Признаком классификации может выступать степень новизны социальной технологии, различают принципиально новые (инновационные) и традиционные (технологии прошлого опыта). Эта классификация требует комментария. Социальные технологии, как правило, являются ответом на некоторую назревшую социальную потребность или проблему, поэтому создание новых социальных технологий выступает как закономерный и объективный процесс.

Для ряда исследователей основанием для классификации социальных технологий выступает степень их практической включенности в организационный процесс технологической разработки и социального воздействия. А.И. Пригожин среди социальных технологий выделяет: кабинетные, полученные на основе информационно-логического анализа; лабораторные, образованные в экспериментальных, искусственно созданных условиях; полевые, то есть полученные в реальной общественной среде .

Таким образом, социальные технологии представляют собой комплекс теоретических, практических и прагматических средств достижения поставленных целей посредствам специфических социальных институтов и социальных организаций (реабилитационные и консультационные центры, комнаты психологов, телефон доверия). Усложнение общественных отношений предопределяет не только их разнообразие, но и диалектическое единство и взаимодействие.


2 Социальная диагностика

Диагностика социальная (от греч. diagnosis - распознавание, определение) – изучение социальных мотивов и причин поведения личности, группы; поиск социальных детерминант процессов и явлений общественной жизни. Основная цель социальной диагностики – выявление социального содержания факторов, действующих в различных социальных сферах, создание научных основ разработки методологии и методики социальной работы.

Личности диагностика (от греч. diagnosticos - способность распознавать) – совокупность принципов и методов определения наиболее существенных (для данного исследования) особенностей личности; процесс определения указанных особенностей .

Социальный диагноз, как научное заключение о состоянии «социального здоровья» индивида или социального явления, основан на всестороннем, систематическом наблюдении и изучении, предполагающем выявление причинно-следственных связей и побудительных мотивов поведения объектов или явлений. Это творческий и трудоемкий процесс, который не поддается стандартизации. Тем не менее, существует общая схема методики осуществления диагностики. Она включает в себя ряд этапов:

  1. предварительное ознакомление с объектом, которое предполагает получение достоверного представления о предмете изучения, определение его самых сильных и слабых сторон, возможных направлений изменения и совершенствования;
  2. осуществление общей диагностики, т.е. постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, определение эталонных (нормативных) параметров ситуаций, выбор методов диагностирования;
  3. проведение специальной диагностики по каждой из взятых для углубленного исследования проблем, измерение и анализ всех выявленных показателей;
  4. построение выводов, на основе которых делается заключение.

Выявленные в ходе общей и специальной диагностики проблемы и составляют социальный диагноз. Корректировка полученных результатов может осуществляться путем совместной работы со специалистами- практиками, занятыми в той или иной социальной сфере.

Определение диагноза является заключительным этапом социальной диагностики, далее начинается разработка конкретных программ и решений по преодолению, поддержанию или развитию выявленных процессов и тенденций в исследованном социальном объекте или явлении.

Социальная диагностика основывается на ряде принципов:

  • Объективность. Этот принцип основан на непредвзятом рассмотрении социального объекта, исключаются любые искажения действительности в чьих-то интересах, поскольку только беспристрастное заключение и сделанные по нему выводы имеют реальную научную и практическую значимость;
  • Причинность. Поскольку между всеми явлениями и процессами в реальном мире существует универсальная связь и взаимодействие, это позволяет в процессе исследования не ограничиваться описанием отдельных фактов или явлений, а выяснить закономерности их возникновения и функционирования;
  • Комплексный подход в изучении социальных явлений объясняется тем, что социальная сфера представляет собой сложное переплетение множества прямых и опосредованных человеческих поступков, отношений, действий, и выделение отдельных факторов возможно лишь условно, для накопления каких-либо конкретных данных. При диагностике эти конкретные данные нужно рассматривать со всем комплексом проблем;
    • Научная обоснованность и подтверждаемость особенно важны, поскольку за каждым решением, принятым на основе

социального диагноза, стоит жизнь конкретных людей, их судьбы .

При диагностики проблемы или явления и в зависимости от ее специфики могут использоваться различные методы исследования, как общенаучные, так и частные. В практике управленческого консультирования сложились три группы методов, которые можно рекомендовать к использованию и в практической деятельности социальных работников. Это сбор информации, ее обработка и анализ, определение приоритетов проблемы.

К первой группе методов можно отнести интервью, анкетирование, наблюдение, анализ документов, экспертные оценки и другие. Давайте остановимся на некоторых из-них.

Интервью является самым универсальным методом сбора и поиска информации. Существует два типа интервью: свободное и формализированное. Они отличаются степенью активности исследователя и интервьюируемого. Эффективность интервью зависит от степени его подготовленности. Это относится и к человеку, у которого планируется взять интервью, и к исследователю, который должен предусмотреть план разговора.

Анкетирование как правило предназначено большого круга лиц с целью выявления конкретных фактов и проблем. Перед составлением анкеты следует определить, какая именно нужна информация, как она будет использоваться, как можно группировать и обобщать ответы.

Методы обработки и анализа информации включают: анализ проблем, анализ факторов, вызывающих проблему, анализ взаимного влияния этих факторов, сравнение различной информации и др.

Сравнение является неотъемлемой частью диагностики на всех ее этапах. Для сравнения используются нормативные эталоны, стандарты, выбранные как желаемые показатели. Проблема возникает в случае отклонения от существующего стандарта. В ходе проведения диагностики важно выделить такие сравнения, которые помогут определить потенциальные результаты (стандарты будущего), на которых будет базироваться принятие стратегических путей решения социальных проблем.

В процессе диагностики требуется определить степень важности тех или иных проблем и порядок срочности их решения. Для этого разработан ряд методов. Широкое распространение получил метод ранжирования альтернатив, в котором эксперт упорядочивает все возможные варианты решения исследуемых социальных проблем по определенному рангу, как наименее или наиболее предпочтительные. Такая группировка альтернативных вариантов облегчает окончательный выбор одного из них, согласно существующим возможностям и условиям.

Следующий метод, метод дерева целей основан на том, что каждая комплексная цель делится на подцели, которые стоят на пути достижения главной, пока не будет достигнуты настолько конкретные цели, с точки зрения интересующих специалиста задач, что дальнейшее расчленение не будет иметь смысла

Таким образом, перечисленные методы не исчерпывают всего многообразия методических способов и приемов осуществления социальной диагностики. Важно только отметить, что их правильное использование открывает широкие возможности для значительного повышения объективности, достоверности и эффективности данной технологической процедуры. После этапа диагностики проблемы следует ее решение, и именно от предыдущего анализа зависит, правильно ли будут подобраны способы и методы работы с объектом или явлением, сможет ли специалист грамотно помочь, предупредить, предостеречь, уберечь индивида от неверного шага или неправильного развития событий.


3 Социальная адаптация

Прежде чем рассмотреть понятие социальная адаптация, давайте остановимся на более широком понятии «адаптация»

Адаптация – это интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции, а именно:

  • адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма;
    • адекватная система отношений и общения с окружающими, способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха;
    • изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других .

При рассмотрении процесса адаптации одним из наиболее спорных вопросов является вопрос о соотношении адаптации и социализации. Между этими процессами существует тесная взаимосвязь, поскольку они отражают единый процесс взаимодействия личности и общества. Часто социализацию связывают только с общим развитием, а адаптацию – с приспособлением уже сформировавшейся личности к новым условиям деятельности и общения. Явление социализации определяется как процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Зачастую понятие социализации в большей степени относят к социальному опыту, развитию и становлению личности при активном взаимодействии с обществом, институтами и агентами социализации. В процессе социализации формируются психологические механизмы взаимодействия личности со средой, осуществляющиеся в процессе адаптации.

Таким образом, в процессе социализации человек выступает как объект, принимающий, усваивающий и воспринимающий нормы и роли, традиции и обычаи, существующие в обществе; социализация гарантирует нормальное функционирование индивида в обществе. В ходе социализации происходит развитие, формирование и становление личности, в то же время этот процесс является необходимым условием адаптации индивида в обществе. Социальная адаптация является одним из основных механизмов социализации, одним из путей более полной социализации.

Социальный работник как профессиональный специалист способствует социальной адаптации людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и создает предпосылки к их интеграции в общество. Результатом процесса социальной адаптации является развитие у человека способности к самоконтролю, установление и расширение социальных связей.

Возникновение трудной жизненной ситуации у отдельных категорий населения является причиной изменений во внешних условиях социальной среды, например, миграция беженцев и вынужденных 
 переселенцев влечет за собой смену не только места жительства и места работы, но и подчас сферы профессиональной деятельности. У безработных граждан при трудоустройстве после длительного перерыва процесс социальной адаптации предполагает установление отношений в новом трудовом коллективе и включение в производственную деятельность. Поэтому для социальной работы важно исследование благоприятных внешних и содействующих внутренних условий, с помощью которых человек повышает свой социальный статус и достигает равновесия с социальной средой. Это значит, что, реализуя свои потребности, человек не нарушает требований социальной среды (социальных норм и правил, нравственных устоев, традиций) .

Исследователи и практики в области социальной работы и психологии выделяют два типа адаптации: активный и пассивный. При активном типе адаптационного процесса человек преобразует или устраняет проблемную ситуацию. В момент поиска вариантов решения проблемы адаптивные ресурсы личности мобилизуются. Можно констатировать развитие творческих способностей, приобретаются новые знания и навыки социальной компетентности. Пассивный тип адаптационного процесса проявляется в сохранении проблемной ситуации в ее первоначальном виде и предполагает избегание и самоустранение человека от решения проблемы, 
 приспособление к действительности. Исследователь А.А. Налчаджян отмечает, что для данной ситуации правомерно использование термина «приспособление»: личность меняется, а ситуация в основном остается без изменения .

Механизмами и стратегиями приспособления в данном случае являются все разновидности конформизма. При пассивном типе адаптационного процесса у людей не формируется желание использовать собственные ресурсы, приобретать новые знания, умения и навыки. Несмотря на то, что социальные работники допускают такую форму адаптации, более предпочтительным является активная адаптация, предполагающая работу индивида над собой. Большой помощью в адаптации к различным проблемным ситуациям выступают учреждения социального обслуживания 
 населения (групп дневного пребывания, клуба, групп длительного пребывания). Подготовка как ребенка, так и взрослого человека к социальной адаптации достигается через обучение определенному поведению и освоение различных социальных ролей в деятельности, которая организуется специалистами учреждения социального обслуживания населения (разыгрывание практических ситуаций, вживание в различные роли, процесс активной работы над собой).

Итак, процесс адаптации может происходить в любом возрасте (как у дошкольников, школьников, так и взрослых людей), главным результатом адаптации является ощущение гармонии с окружающей действительностью и самим собой, которое достигается при активной работе над ситуацией. Большую помощь в этом процессе может оказать социальный работник или социальный психолог.


4 Социальная терапия и методы ее осуществления

В современном обществе люди редко живут там, где родились: в окружении семьи, старых друзей. Разрыв столь значимых для человека связей, который происходит в силу самого разного рода причин: из-за разводов, смены места работы, миграции, многие испытывают потребность присоединиться к другим людям.

В основе терапии лежит установление отношений, удовлетворяющих потребность в присоединении к другим людям, в человеческой близости, опеке. Данное положение верно для любого вида терапии. В деятельности социальных служб используются разные виды терапии: структурная и стратегическая, индивидуальная и групповая, психотерапия и другие.

Существует самое общее понятие терапии. Терапия – это коррекция разногласий в коммуникации и обучение более эффективным методам, приводящим к удовлетворяющим обе стороны результатам. Такой подход базируется на следующих утверждениях, касающихся сущности природы человека:

1) каждому человеку необходимо выживать, развиваться и находиться в значимых отношениях с другими людьми;

2) то, что общество называет нездоровым, безумным, глупым поведением, на самом деле является лишь попыткой страдающего человека рассказать о существовании проблемы и попросить о помощи;

3) люди ограничены только объемом своих знаний, арсеналом способов понимания самих себя и собственной способности «сверяться» с окружающими. Именно на основании этого можно предположить, что человек способен научиться тому, чего не знал раньше, и изменить свои способы понимания окружающего мира, если его собственные оказались неудовлетворительными .

Решение любых социальных проблем всегда связано с воздействием на человека, его поведение, деятельность, психику. И именно методы психотерапевтического воздействия играют важную роль в процессе социальной терапии.

Являются устаревшими взгляды о том, что пределы психотерапии ограничены клиническим лечением пациентов. Сегодня она применяется в работе кабинетов семейных психологов и социально-психологической помощи, в работе различных социальных служб.

Психотерапия может осуществляться как при непосредственном контакте психотерапевта с клиентом, так и опосредованно: с помощью звукозаписи, телефонного разговора, посредством печатного слова, произведений искусства, музыки, но, при всем многообразии методов, наиболее эффективным психотерапевтическим воздействием обладает живое и непосредственное общение. Главное в работе психотерапевта стремление раскрыть перед ним его скрытые резервные возможности. Это требует соблюдения ряда важных условий:

  • выбор психотерапевтических методов должен быть основан на правильном диагнозе и соответствующей оценке диагностики заболевания;
    • нет «хороших» и «плохих» методов психотерапии, они должны применяться своевременно, с учетом особенности психики обратившегося к специалисту человека. Методы могут применяться как самостоятельно, так и в комбинации, сменяя, дополняя или усиливая друг друга;
    • психотерапия не эффективна, а иногда вредна без обратной связи с клиентом;
    • даже в групповых вариантах психотерапия должна быть индивидуализированной, личностно и социально ориентированной.

Давайте рассмотрим некоторые наиболее распространенные в практике социальных служб методы:

Самовнушение. Самовнушение тесно связано с такими понятиями, как самовоспитание, саморегуляция, самовоздействие. Трактовок этого понятия существует множество. В частности, A.C. Ромен определяет самовнушение как «...волевой процесс, обеспечивающий целевое формирование готовности организма к определенному действию и при необходимости к его реализации» . Самовнушение может быть непроизвольным и произвольным. В первом случае оно предполагает дополнительные усиленные, несущие большой эмоциональный заряд факторы, во втором — необходима концентрация мыслей и внимания на чем-либо одном: на проблеме или желании человека. От человека требуется постоянное каждодневное повторение или так называемое настраивание себя на позитивные мысли, на внушение самому себе, что цель или желание будет достигнуто/исполнится.

Групповая психотерапия — это лечение людей в группах, через включение их в психологически положительное взаимодействие со специально организованной управляемой специалистом средой. Мотивом деятельности индивида в группе является его собственное выздоровление, а группа и ее члены рассматриваются как средство достижения этой цели.

К методам поведенческой терапии относится социальный тренинг (тренинг уверенности в себе, тренинг достижения успеха). Эти тренинги, как правило, также проходят в группе. Цель таких временных групп — выработка поведения, которое было бы приемлемо не только для индивида, но и для общества в целом. Тренинг направлен на управление своими эмоциями, планирование ближайшего и отдаленного будущего, принятие решений, учит уверенности в себе.

Таким образом, социальная терапия направлена на установления благоприятных отношений человека с окружающей средой и самим собой, решение психологических проблем, «зажимов», внутренней скованности. Большую роль в социальной адаптации играют методы психотерапии, которые могут применяться как отдельно, так и в комплексе.

Заключение

Социальные технологии представляют собой систематизированные, поэтапные практики направленного социального воздействия на индивида или социальное явления, осуществляемые с различными целями. Это могут быть технологии, направленные на социальную диагностику, адаптацию, терапию, реабилитацию, опеку и попечительство, консультирование и многие другие. В нашей работе мы подробно остановились лишь на первых трех. Каждая из обозначенных социальных технологий имеет свою специфику, методы, методологию, инструментарий, этапы реализации.

В практике социальной работы зачастую социальные технологии выступают и применяются в комплексе и тесной взаимосвязи, более того, неправильная диагностика проблем индивида или социальной ситуации может повлечь неверное применение методик решения и дальнейшее предупреждения. Наиболее опасным является нанесения вреда пациенту. В связи с этим особенно важным встает тщательное, детальное, всестороннее изучение содержания и специфики каждой социальной технологии специалистами социальными работниками, специалистами смежных профессий, а также врачей.

Не менее значимым является систематизация, накопление и передача знания и опыта новым сотрудникам профессий «человек-человек». Разработка новых социальных технологий, опирающихся на основы традиционных методов, также является приоритетным направлением работы практиков и теоретиков социальной работы.


Список использованных источников

1 Гулина М.А. Словарь-справочник по социальной работе. – СПб.: Питер, 2011. – 400 с.

2 Кравченко А.И. Социальная работа. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2012. – 416 с.

3 Настольная книга социального работника / Под ред. В. И. Жукова, Л. Г. Лаптева, В. Г. Шевченко, Е. П. Агапова. – М.: Изд. «Гном и Д», 2009. – 352 с.

4 Социальная работа: Учебное пособие / Под редакцией Басова Н.Ф. –М.: Дашков и К, 2011. – 362 с.

5 Социальной работа / Под ред. В.И. Курбатова. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2009. – 576 с.

6 Социальная работа с различными группами населения. Учебное пособие / под ред. Н.Ф. Басова. – М.: КНОРУС, 2012. – 663 с.

7 Социальные технологии / С.И. Григорьев и др. – Барнаул, 2009. – 89с.

8 Теория и методология социальной работы: учеб. пособие / Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г., Демина Л.Д., Ельчанинов В.А. – М.: Гардарики, 2009. – 185 с.

9 Технология социальной работы / Под редакцией И.Г. Зайнышева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. – 240 с.

TIME \@ "dddd, d MMMM yyyy "г."" пятница, 24 апреля 2015 г., TIME \@ "h:mm:ss am/pm" 10:47:24