Корабль на букву д. Морской словарь

Страница 2 из 4

Гак - стальной крюк, прикрепленный к концу тросов и цепей, служащий для подъема шлюпок, груза и для буксировки.

Галета - сухарь из ржаной или пшеничной муки, у потреблявшийся на кораблях военного парусного флота при отсутствии хлеба.

Галс - расположение судна относительно ветра. Левый Г. - ветер дует в левый борт, правый Г. - ветер дует в правый борт.

Гандоновод - водномоторник на надувной лодке.

"Голубая лента" - приз в виде голубой ленты, учрежденный английской пароходной компанией "Кюнар Уайт Стар Лайн" в начале 19 века и присуждаемый самому быстроходному судну на линии Европа-Америка. Долгое время лидером был американский пассажирский лайнер "Юнайтет Стейтс". При мощности двигателей 235000 лошадиных сил он развивал скорость 37 узлов и пересекал Атлантику за 82 часа 40 минут. После того, как лайнер в 1969 году вывели из эксплуатации в борьбу за рекорд включились катера. В 1982 году 22-метровый катер "Вирджин Атлантик Челленджер-II" улучшил время "большого Ю" на 2 часа 10 минут. Четыре года спустя 33,5-метровый "Джентри Игл" пересек Атлантику за 62 часа 7 минут. Впрочем, оба этих рекорда не были признаны т.к. катера прибегали к дозаправке в пути. Первым судном, показавшим лучшее время и выполнившим все правила, оказался 73-метровый катамаран "Си Кэт". В 1990 году он пересек Атлантику за 80 часов со средней скоростью 37,5 узлов, спалив 220 тонн солярки. Два года спустя "ленту" перехватил 67,7-метровый турбинный катер "Дестриеро", показавший среднюю скорость 53,09 узла.

Гринвич - пригород Лондона, где находилась основанная в 1657 году астрономическая обсерватория. По международному соглашению меридиан, проходящий через Гринвичскую обсерваторию, в 1884 году был принят за начальный в отсчете географических долгот и назван гринвичским меридианом. От него также отсчитывается всемирное и поясное время.

Гафель - 1- Рангоутное дерево, к которому пришнуровывается верхняя шкаторина косого паруса. 2. Рангоутное дерево, поднимаемое вдоль мачты под углом для несения днем на ходу флага, а ночью - гафельных огней.

Гидроакустический лаг - абсолютный лаг, работающий по принципу эхолота. Обеспечивает достаточную точность при глубинах, не превышающих 300 метров. Различают доплеровские и корреляционные гидроакустические лаги. Действие допплеровский гидроакустических лагов основано на измерении частоты принимаемого сигнала, вызванного движением судна относительно дна, корреляционных лагов - на сравнении записи рельефа дна, полученного двумя приемниками (при одном излучателе), расположенными под днищем в диаметральной плоскости на некотором расстоянии друг от друга. Скорость определяется по времени между получением аналогичных записей рельефов.

Гидродинамический лаг - относительный лаг, действие которого основана на учете величины скоростного напора встречного потока воды. В простейшем случае представляет собой две трубки, выведенные под нище судна. Отверстие одной из них направлено к носовой части судна, а другой - находится заподлицо с общивкой. Скорость судна определяется по разности высот столбов воды в трубках. При скоростях более 5 км/ч и волнении менее 7 баллов может обеспечить измерения с погрешностью до 1 км/ч.

Гидропривод - силовой привод каких-либо механизмов, состоящий из гидронасоса и гидромотора (гидроцилиндра), соединенных между собой трубопроводами для подачи рабочей жидкости (масла). На малых судах применяется для привода руля, лебедок и гребного винта.

Гик - горизонтальное рангоутное дерево, прикрепленное к мачте на небольшой высоте над палубой и обращенное свободным концом к корме судна. К гику пришнуровывается нижняя шкаторина косого паруса.

Гитцы - небольшие тали, подвижный блок которых ввязан в какую-шбудь спасть.

Гитовы - снасти бегучего такелажа, служащие для уборки прямых пapycoв и триселей. Гитовы прямых парусов подтягивают к рею шкотовые;гль1 паруса. Гитовы триселей подтягивают парус к гафелю и мачте.

Гордень - снасть, проходя щан через неподвижный одношкив-II ый блок.

Грот - I. Прямой парус, самый нижний на второй мачте ог носа грот-мачте), привязываемый к грота-рею. 2. Слово, прибавляемое к наименованиям рееа. парусов и такелажа, находящихся выше марса грот-мачты.

Грот-начта - вторая от носа мачта корабля.

Дельные вещи - общее название некоторых деталей, входящих в оборудование судна. К дельным вещам относятся клюзы, утки, киповые планки, двери, люки, комингсы, леерные стойки, иллюминаторы, шпигаты, кнехты, трапы и т.д.

Диаметральная плоскость - воображаемая вертикальная плоскость, проходящая через ахтерштевень и форштевень судна

Дифферент судна - наклон корабля в продольной вертикальной плоскости относительно поверхности воды. Соответственно бывает Д. на корму и Д. на нос.

Дмрик-фал - снасть бегучего такелажа, служащая для подъема до еста искового конца гафеля.

Драёк - инструмент для такелажных и парусных работ, прсдставля-эвдий собой небольшой цилиндрический кусок дерева с заостренными юнцами. Употребляется как рычаг при выдрайке концов.

Драйреп - снасть для подъема марса-роя.

Дректов - якорный канат цепопочного якоря (дрека).

Излучина - изгиб русла реки.

Индукционный лаг - относительный лаг, принцип действия которого основан на возникновении при движении судна дополнительной ЭДС в контуре (частью которого является забортная вода), находящемся в магнитном поле, создаваемом специальным соленоидом при пропускании через него переменного электрического тока.

Кавитация - образование в жидкости полостей (пузырьков), заполненных газом, паром или их смесью в результате местного уменьшения давления ниже критического значения. Попадая в область с высоким давлением, пузырьки лопаются, порождая ударные нагрузки от которых разрушаются поверхности гребных винтов, лопастей рабочих колес насосов, подводных крыльев и т.п., что сокращает срок их службы, а также снижает КПД установки.

Катер - общее название малых судов со стационарным двигателем и водоизмещением не более 40 тонн.

Кардинальная система - система расстановки навигационных знаков, обозначающих оконечности навигационных опасностей по сторонам света. Применяется исключительно на морских водных путях.

Килеватость - характеристика поперечного профиля судна. Имеет числовую величину - угол килеватости (deadrise) - см.рис. Корпус судна обычно характеризуется двумя углами килеватости - на миделе и на транце. При малой килеватости суда имеют меньшую осадку и меньший крен при циркуляции, однако обладают достаточно высокой рыскливостью (поэтому глиссирующие суда имеют большой угол килеватости на транце) и большими ударными нагрузками на корпус при движении на волне. При большой килеватости суда обладают низкой остойчивостью на стоянке и малом ходу, а также чуть бoльшим гидродинамическим сопротивлением на малом ходу. Суда с углом килеватости менее 10 градусов называют плоскодонными, от 10 до 15 - умеренной килеватости, от 15 до 20 - сильнокилеватыми, более 20 - "глубокое V". На практике редко встречаются суда с углом килеватости более 26 градусов.

Кнехт - металлическая конструкция, предназначенная для закрепления на ней швартовых концов. Устанавливается на причале или на судне.

Корма - задняя оконечность судна. Плоский срез кормы называется транец. Острая корма называется вельботной.

Кранец - предмет, смягчающий удары корпуса судна о причал или другое судно, расположен на внешней поверхности борта. В качестве К. часто используют старые автомобильные покрышки.

Крейсерская скорость - условное название наиболее экономичной скорости судна.

Круговой огонь - огонь освещающий непрерывную дугу горизонта в 360 градусов.

Лаг - навигационный прибор для измерения скорости судна и пройденного им расстояния. Различают относительные лаги (измеряют скорость относительно воды) и абсолютные (относительно дна).

Латеральная система - система расстановки навигационных знаков, обозначающая левую и правую кромку судового хода или его ось. На правой кромке судового хода устанавливают знаки, окрашеные в красный цвет, на левой - знаки, окрашеные в белый (на реках) или черный (на водохранилищах и озерах) цвет. Ось судового хода обозначается створами - парными знаками, установленными на берегу, которые задают прямую линию, на определенном отрезке совпадающую с осью судового хода. В некоторых случаях створы обозначают и границы судового хода. Л.с. преимущественно используется на внутренних водных путях.

Леер - натянутый трос, используемый в качестве поручня.

Маломерное судно - судно, длина которого менее 7 м, а гребное судно - независимо от размера (ППВВП).

Мидель - линия пересечения корпуса судна и воображаемой вертикальной плоскости, которая проходит по середине длины судна и перпендикулярна диаметральной плоскости.

Мористее - выражение, указаывающее, что судна или плавающий предмет находится дальше от берега чем кто-либо другой. К примеру, фраза "пойдем мористее" означает пойдем дальше от берега в открытом море.

Миля морская - единица для измерений расстояний на море, равная длине дуги земного меридиана в 1`. В различных странах миля определяется на разных широтах, поэтому она имеет неодинаковые значения. В России морская миля берется по широте 44 градуса 30 минут и составляет 1852 метра, в Великобритании и Японии - 1853,18 метра, в Италии - 1851,85 метра. Международная морская миля равна 1852 метрам.

Моторесурс - время работы двигателя или другого механизма до их капитального ремонта. Измеряется в часах работы.

Моторная лодка - маломерное судно с подвесным мотором.

Надводный борт - часть борта выше ватерлинии.

Осадка (draft, draught)- расстояние от поверхности воды до самой нижней точки корпуса судна.

Остойчивость судна - способность судна, выведенного из положения равновесия внешними силами, вновь возвращаться в первоначальное положение после прекращения действия этих сил. В теории кораблей различают статическую остойчивость и динамическую остойчивость. Мерой остойчивости служит метацентрическая высота.

Осушка - часть берега или отмель, обнажающаяся во время отлива или сгона воды под действием ветра.

Отмашка - способ сигнализации, применяемый для согласования бортов расхождения судов. Отмашку подают с борта расхождения, днем - белым флагом или белым импульсным огнем-вспышкой, ночью миганием белого света. Световая отмашка располагается выше бортовых огней и состоит из пары фонарей с каждого борта, которые освещают дугу горизонта в 112,5 градусов от траверза.

Пайол - легкосьемный настил, прикрывающий днище судна.

Перевальный знак (столб) - береговой знак судоходной обстановки, имеющий вид столба со щитом. Устанавливается по обоим берегам рек в местах, где судовой ход (фарватер) идет от одного берега к другому.

Пиллерс - вертикальная стойка, являющаяся элементом корпусных конструкций, предназначена для восприятия и передачи вертикальных нагрузок. Устанавливается между палубами, опирается на такие элементы набора, как карлингсы, шпангоуты, стрингеры.

Плаз - место разбивки теоретического чертежа судна в натуральную величину, по которому изготавливают шаблоны листов наружной обшивки и шаблоны деталей набора. В любительском судостроении представляет собой ровный пол (или даже стену!) гаража, ангара, спортзала, выложенный листами плотного картона, фанеры или оргалита.

Поворотная насадка - массивное кольцо, закрепленное на баллере вместо руля. Помимо улучшения управляемости судна на малом ходу увеличивает упор винта.

Поворотно-откидная колонка (stern drive) - трансмиссия с горизонтальным валом, пересекающим транец. Конструктивно представляет собой механизм расположенный за транцем, позволяющий оси вращения винта перемещаться в двух плоскостях: в горизонтальной - для управления судном и вертикальной - для регулирования угла наклона оси вращения относительно поверхности воды, а также для откидывания при наезде на препятствие аналогично подвесному мотору.

Подвесной мотор (outboard motor) - Впервые появился примерно в начале века. В настоящее время выпускается несколькими компаниями под различными торговыми марками. Наиболее известны следующие торговые марки: Evinrude/Johnson (США), Honda (Япония), Mariner/Mercury (США), Mitsubisi (Япония), Nissan (Япония), Selva (Италия ), Ruggerini (Италия ), Suzuki (Япония), Tohatsu (Япония), Yamaha (Япония),Yanmar (Япония). Диапазон мощностей от 2 до 250л.с. Наибольшее распространение получили бензиновые двухтактные двигатели. Однако в последнее время, с введением в действие новых норм экологических норм, все шире производятся четырехтактные двигатели. Помимо лучших экологических показателей, они отличаются меньшим расходом топлива, низким уровнем шума и вибрации. Стоимость четырехтактных двигателей на 30-50 процентов выше. Два производителя (Ruggerini и Yanmar) выпускают дизельные двигатели.

Редан - уступ на днище корпуса быстроходных судов. Уменьшает площадь сопрокосновения днища с водой при движении на больших скоростях.

Рым - металлическое кольцо. В зависимости от места крепления предназначается для швартовки судов, выполнения такелажных работ.

Рында - особый бой в корабельный колокол. Чаще всего, однако, рындой называют сам судовой колокол, что завзятые мореманы считают неправильным.

Система МАМС - единая система ограждения навигационных опасностей плавучими предостерегательными знаками, принятая в ноябре 1980 года конференцией Международной ассоциации маячных служб (МАМС). Предостерегательные знаки разделены на систему "А" (красный буй или огонь слева) и систему "Б" (красный буй или огонь справа). Система МАМС включает пять типов знаков: латеральные, кардинальные, знаки ограждения отдельных опасностей, знаки обозначения начальных точек и осей фарватеров (каналов) и середины прозода (осевые или знаки чистой воды). Кроме того, система предусматривает знаки специального назначения.

Скула судна - место наиболее крутого изгиба борта, переходящего в днище. В зависимости от формы скулы суда делят на суда с круглоскулыми обводами (см. рис вверху) и суда с остроскулыми обводами (см.рис. внизу). Круглоскулые суда имеют более легкий ход (за счет меньшей смачиваемой поверхности), повышенную прочность корпуса (из-за отсутствия точек концентрации напряжений). Остроскулые суда считаются более быстроходными, имеют увеличенную остойчивость на стоянке и малом ходу, позволяют лучше использовать внутренние объем корпуса. Остроскулые обводы также более пригодны для самостоятельной постройки, поскольку имеют более простую поверхность, разворачивающуюся на плоскость.

Слань - съемный днищевый настил на шлюпке, катере и др.

Спутниковая навигационная система - GPS (global positioning system) - общее название систем, позволяющих получать точные координаты места, обрабатывая сигналы со специальных искусственных спутников Земли. Среди владельцев малых судов в последнее время приобрели популярность так называемые GPS-приемники. Внешне они похожи на небольшую радиостанцию с антенной, весят 300-800 г. В зависимости от модели приемники GPS непрерывно обрабатывают сигналы 8-12 спутников и выдают на жидкокристаллическом экране координаты с точностью до 30-50 метров. Как правило, все модели GPS-приемников способны расчитывать и непрерывно показывать скорость движения судна, запоминать до нескольких сотен путевых точек, а затем указывать направление движения на каждую из них. Для приобретения этих приемников не требуется специального разрешения. В московских магазинах простейшие модели можно купить за 220-280 USD.

Судовой ход - водное пространство на внутреннем судоходном пути, предназначенное для движения судов и обозначенное на местности и карте.

Томбуй - поплавок, служащий для указания места нахождения отданного якоря. Соединен буйрепом с якорем.

Тонна регистровая - 1 регистровая тонна соответствует 2,83 кубическим метрам (100 кубическим футам).

Траверз - направление на какой-либо предмет, перпендикулярное курсу судна (диаметральной плоскости). В зависимости от расположения предмета от судна (с правого или с левого борта) различают правый и левый траверз. Расстояние от судна до предмета на траверзном расстоянии называется траверзным расстоянием.

Транцевая плита - горизонтальная плита, устанавливаемая на транце для облегчения выхода на глиссирование и уменьшения ходового дифферента. Обычно имеет возможность регулирования угла наклона относительно транца, что позволяет добиться наиболее выгодного режима плавания при различных вариантах загрузки лодки или катера.

Угловая колонка (S-drive, sail drive) - трансмиссия с вертикальным валом, пересекающим днище судна. В редких случаях имеет подвижность в горизонтальной плоскости для управления судном.

Узел - внесистемная единица скорости, соответствующая 1 морской миле в час (1,852 км/час).

Упорный подшипник - подшипник, воспринимающий и передающий на корпус судна осевой упор гребного винта на переднем и задем ходу. В судовых двигателях небольшой мощности, как правило, встроен в корпус редуктора. Совершенно необходим для устанавливаемых на суда автомобильных и тракторных двигателей, опоры коленвалов которых не рассчитаны на восприятие нагрузки от винта. Обычные радиально-опорные подшипники способны воспринимать осевую нагрузку, равную 20-25 процентам допустимой для них радиальной нагрузки. Если упор гребного винта превышает эту величину, необходимо применить радиально-упорные, сферические или конические подшипники. Согласно рекомендациям Речного Регистра упорный подшипник должен воспринимать осевое усилие [H], в 10 раз превышающее мощность двигателя в лошадиных силах.

Утка - специальная двурогая отливка или поковка, закрепленная на фальшборте или в другом месте судна и служащая для крепления на ней тросов.

Фальшборт - легкий пояс бортовой обшивки, возвышающийся над верхней палубой. Служит для ограждения палубы и зашиты ее от заливания.

Фальшкиль - 1) доски, брусья или металлические полосы, пришиваемые к килю судна для предохранения его от повреждений при касании о грунт. 2) Тяжелый свинцовый или чугунный балластный киль на яхтах, препятствующий их крену и опрокидыванию.

Фиорд - узкий, глубокий, разветвленный залив (бухта) с высокими скалистыми берегами.

Форпик - носовой отсек судна от форштевня до первой (таранной) переборки.

Форштевень - деревянная или металлическая балка в носу судна, на которой закреплена наружная обшивка носовой оконечности корпуса и которая в нижней части переходит в киль.

Фофан - разновидность гребной шлюпки.

Фриборт - надводный борт судна.

Футокс - часть составных шпангоутов деревянных судов. Верхний футокс называют топтимберсом, нижний - флортимберсом.

Футшток - шест или рейка с делениями дли измерения глубины или наблюдением за уровнем воды в море, озере, реке.

Центр тяжести судна - точка приложения равнодействующей сил тяжести, действующих на все элементы судна.

Швартов - трос (цепь) для швартовки.

Ширстрек - пояс бортовой обшивки, примыкающий к верхней палубе судна. Является одной из основных продольных связей и делается толще остальных поясов обшивки.

Шкимушгар - тонкий (не более 25 мм) просмоленый линь. Применяется в такелажных работах.

Шлаг - один оборот троса вокруг чего-либо.

Шпангоут - ребро жесткости наружной обшивки корпуса судна, расположенное в поперечной плоскости.

Шпация - расстояние между двумя соседними шпангоутами.

Шпигат - отверстие для стока воды в фальшборте или ватервейсе.

Штуртрос - трос, связывающий штурвал с румпелем.

Шуга - мелкие куски рыхлого льда и комья снега, появляющиеся в воде перед ледоставом.

Каболка - самая тонкая составная часть растительного троса? скру-енная из волокон конопли, агавы или других растений.

Калышка - петля на тросе, сделанная его ходовым или коренным онцом так, что трос перекрещивается сам с собой, или образу ющаяся ри чрезмерном закручивании троса.

Клевант - 1. Конусообразный кусок твердого дерева, вставляемый в юл. чтобы последний нс затягивался- 2, Небольшой деревянный брусочек илиндрической формы с круглой выточкой (кипом) посередине- Упот-гбляется для соединения флагов с фалами, на которьтк они поднимаются.

Клстень - слой шкимушгара, тонкого линя или проволоки, наклады-эемый вокруг троса против его спуска с помощью полу мушкеля.

Клетневание - особый вид такелажной работы, заключающийся в педующем; на трснцованный и насмоленный трос кладут клетневину по [уску троса так, чтобы каждый ее шлаг перекрывал следующий. Покрыв жим образом весь трос кпетневиной и укрепив его концы, приступают к аложению клетня (шкимушгар. тонкий линь или проволока) вокруг тро-& против его спуска с помощью полумушкеля.

Кливер - косой треугольный парус, который ставится впереди "ок-мачты.

Кнехты - парные металлические тумбы, отлитые вместе с основани-"л- плитой. Ккелты устанавливаются на палубе в носоной и кормовой частях и вдоль бортов гул на. Служат для закрепления тросов при швартовке.

Кноп - узел я виде утолщения на конце троса для удержания или здкрепления его коренного конца.

Колышка (*бараньа нога*) - род узла для укорачивания снасш.

Коуш - металлическое кольцо, имеющее на наружной поверхности желобок соответствующей толщины для троса,

К офель-нагель - деревянный" или металлический стержень с рукоятью на верхнем конце, вставляемый в гнездо кофель-планки для завертывания на него снастей бегучего такелажа,

К офсль-планка - деревянный или металлический брус с отверстиями для хофель-нагеле И. прикрепленный горизонтально на палубе у мачт и у внутренней части борта-

Кренгельс - кольцо, свитое из прядей троса. Кренгельсы заменяют стропы, вделываются в шкаторины парусов для ввяэывания шпрюйтов, накладываются на брам-стсньги под бра м-такелаж-Кубрик - 1. Жилое помещение для команды, 2- Название одной из палуб парусного военного корабля, на которой жила команда.

Легость - 1. Небольшой мешочек, сплетенный из шнура, размером с кулак, наполненный песком. Служит грузом у бросательного конца для его подачи. 2. В торговом флоте этим термином обозначают бросательный конец.

Леер - металлический прут или туго натянутый растительный или стальной трос. используемый для привязывания парусов, стягивания тентов, сушки белья и т. д. Леерами также называются укрепленные на стойках тросы, заменяющие фальшборт судна, и тросы, натягиваемые для предотвращения падения, люде и за борт во время шторма.

Линек - короткая веревка с палец толщиной, с узлом на конце. которую использовали для наказания матросов.

Линь - тонкий растительный трос диаметром от 3.8 до! 1,2 миллиметра, свиваемый из каболок. Для сишальных фалов и для лаглиней употребляются плетеные лини.

Лисели - дополнительные паруса в. форме трапеций, которые ставили с внешних сторон прямых парусов на лисель-спиртах-

Лисель-реек - реек, к которому пришнуровывается лисель.

Лисель-спирты - тонкие рангоутные деревья на фока- и грота-реях и на фор- и грот-марса-реях, служащие для постановки лиселей.

Лопарь - трос. основанный между блоками или юферсами.

Лот - прибор для измерения глубин- По принципу устройства лоты под разделяются на ручные, механические и эхолоты.

Лотлинь - линь или трос, к которому прикрепляется груз (гиря) лота.

Люеерс - круглое, обметанное ниткой или отделанное медным кольцом отверстие в парусе, тенте и т. п.

В настоящее время кораблем называют военное судно. Танкеры, балкеры, сухогрузы, пассажирские лайнеры, контейнеровозы, ледоколы и прочие представители технического парка гражданских или торговых флотов в эту категорию не входят. Но когда-то, на заре судоходства, когда человечество еще заполняло на лоциях белые пространства неясными очертаниями новых островов и даже материков, любой парусник считался кораблем. На борту каждого из них были пушки, а команда состояла из отчаянных молодцев, готовых на все ради наживы и романтики дальних странствий. Тогда же, в эти неспокойные века, произошло деление на виды кораблей. Список с учетом современных дополнений получился бы очень длинным, поэтому стоит сосредоточиться на парусниках. Ну, может быть, добавить можно и некоторые гребные суда.

Галеры

Попасть на них - доля незавидная. Такое наказание в стародавние времена ждало отпетых преступников. И в Древнем Египте, и в Финкии, и в Элладе они уже были. Со временем появлялись другие виды кораблей, но галеры использовались до Средних веков. Главной движущей силой служили те самые каторжники, но помощь им иногда оказывали паруса, прямые или треугольные, установленные на двух-трех мачтах. По современным понятиям суда эти не были большими, их водоизмещение составляло всего 30-70 тонн, а длина редко превышала 30 метров, но в те далекие времена размеры кораблей вообще не были гигантскими. Гребцы сидели рядами, по оценке специалистов-историков, не более чем в три горизонтальных яруса. Вооружение галер представлено баллистами и носовыми таранами, в более поздние века эти боевые средства дополнялись и артиллерией. Ход, то есть скорость перемещения, контролировали надсмотрщики, задавая ритм особыми тамбуринами, а в случае необходимости и плетью.

Барки

Итак, барк (название вида происходит от фламандского слова «bark») представляет собой судно с числом мачт от трех до пяти. Все его паруса прямые, за исключением косоугольной оснастки бизани (кормовой мачты). Барки - суда довольно крупные, например «Крузенштерн» имеет длину около 115 метров, ширину 14 м, экипаж из 70 человек. Так как построен он в 1926 году, когда паровые двигатели уже были широко распространены, то в его конструкции присутствует и вспомогательная энергетическая установка мощностью почти в полторы тысячи киловатт, нагруженная на два постоянного шага. Скорость судна и сегодня не кажется малой, под парусами ход этого барка достигает 17 узлов. Назначение типа, в общем-то, обычное для торгового флота XIX века - доставка смешанных грузов, почты и пассажиров по морским линиям.

Бригантина поднимает паруса

Фактически те же барки, но с двумя мачтами, называются бригантинами. Все различаются по своему назначению и судоходным качествам. Бригантины выделяются быстроходностью и легкостью. Парусная оснастка смешанная, на фоке (передней мачте) ветрила прямые, а на гроте косые. Любимое судно пиратов всех морей. В исторических источниках упоминаются бригантины с так называемым «бермудским гротом», то есть треугольным парусом, натянутым между ликтросом и передней шкаториной, но ни один из сохранившихся представителей вида не может им похвастаться. Впрочем, эти нюансы интересны только специалистам.

Фрегаты

По мере развития флота некоторые виды военных кораблей появлялись, другие исчезали, а третьи приобретали иной смысл. Примером может служить фрегат. Это понятие пережило более поздние типы, такие как броненосцы, дредноуты и даже линкоры. Правда современный фрегат примерно соответствует советскому понятию большого противолодочного корабля, но звучит короче и как-то красивее. В изначальном смысле оно означает трехмачтовое судно с одной артиллерийской палубой на 20-30 пушек. К слову «фрегат» начиная с XVII столетия долгое время добавляли прилагательное «дюнкеркский», означавшее преимущественное использование в отдельной зоне морского театра военных действий, примыкавшего к Па-де-Кале. Тип этот отличался быстроходностью. Затем, по мере увеличения радиуса автономности, их стали называть просто фрегатами. Водоизмещение - среднее для того времени, примерно Самый знаменитый русский фрегат назывался «Паллада», на нем в 1855 году была предпринята славная экспедиция к берегам Восточной Азии под командованием адмирала Е. В. Путятина.

Каравеллы

«Она прошла как каравелла…» - поется в известной эстрадной песенке. Невредно изучить виды парусных кораблей, перед тем, как сочинять тексты к будущим хитам. Комплимент получился несколько двусмысленным. Не каждая девушка захочет быть сравненной с грузоподъемным, крупным и довольно тяжелым судном. К тому же у каравеллы нос высоко задран, в чем также можно углядеть нежелательный намек.

Впрочем, в основном у этого типа, безусловно, хорошие мореходные свойства. Знаменит он более всего тем, что Колумб совершил свою экспедицию к берегам Нового Света именно на трех каравеллах («Санта-Мария», «Пинта» и «Нинья»). Внешне их можно отличить по упомянутым приподнятым бакам (носовым надстройкам), а также по парусной оснастке. Мачты три, фок с прямыми, а остальные - с латинскими (косыми) парусами.

Назначение - дальние морские и трансокеанские походы.

От слова «каравелла» морфологически происходит русское слово «корабль». Оно дало название и знаменитому французскому пассажирскому авиалайнеру, очень красивому.

Клиперы

Для быстрого плавания создаются все виды судов не всегда запоминаются, но есть исключения. Скажет кто-то слово «крейсер», и тут же все вокруг подумают что-то - одни «Аврора», другие «Варяг». По поводу клиперов вариант всего один - «Катти Сарк». Это судно с длинным и узким корпусом вошло в историю по нескольким причинам, но главным и важнейшим его качеством стала скорость. Доставлять чай из Китая, быстро привозить почту в дальние колонии и выполнять особо деликатные поручения королевы было уделом клиперов и их команд. И выполняли свою работу эти суда до самого появления пароходов, а в некоторых случаях и позже.

Галеоны

Перебирая старинные виды боевых кораблей, нельзя не вспомнить о Великой Армаде, соперничавшей с Британским флотом в XVI столетии. Главной единицей этой грозной силы был испанский галеон. Сравниться по совершенству с ним не могло ни одно парусное судно того времени. По своей сути это усовершенствованная каравелла, с уменьшенной надстройкой бака (тот самый «задранный нос» практически исчез) и удлиненным корпусом. В результате старинные испанские судостроители добились повышения устойчивости, снижения сопротивления волнам и, как следствие, увеличения скорости. Маневренность также улучшилась. Другие виды военных кораблей XVI столетия выглядели рядом с галеоном более короткими и слишком высокими (это был недостаток, в такую цель легче попасть). Очертания юта (кормовой надстройки) приобрели прямоугольную форму, а условия экипажа стали комфортнее. Именно на галеонах появились первые гальюны (уборные), отсюда и происхождение этого слова.

Водоизмещение этих «линкоров XVI века» колебалось от 500 до 2 тыс. тонн. Они, наконец, были очень красивыми, их украшали искусной резьбой, а нос венчала величественная скульптура.

Шхуны

Есть виды больших кораблей, ставших «рабочими лошадками», предназначенными для перевозки самых разнообразных грузов. Среди них особое место занимают шхуны. Это многомачтовые суда, отличающиеся тем, что не менее двух их оснасток косоугольные. Они бывают марсельными, стаксельными, бермудскими или гафельными, в зависимости от того, какие именно мачты снабжены косыми парусами. При этом нужно учитывать, что грань между двухмачтовой брамсельной или марсельной шхуной и бригантиной очень условна. Тип этот известен с XVII столетия. Наибольшего распространения он достиг в торговом американском флоте, в частности Волк Ларсен, персонаж Джека Лондона, со своей командой охотится на именно на шхуне. По сравнению с ней другие виды кораблей труднее управляются (Если верить Дж. Лондону этот процесс доступен даже одинокому моряку). Чаще всего шхуны были двух- и трехмачтовыми, но известны случаи, когда оснастка была куда многочисленнее. Своеобразный рекорд был поставлен в 1902 году, когда на воду спустили судно с семью мачтами («Томас Даблю Лоусон», верфи Куинси).

Другие виды кораблей

Фото парусников, прибывших на международную регату со всего света, публикуется в газетах, журналах и на страницах сайтов. Такой парад - всегда событие, красота этих судов несравнима ни с чем. Барки, бригантины, корветы, фрегаты, клиперы, кэчи, яхты представляют все виды кораблей, сохранившиеся, к счастью, до наших дней. Это зрелище отвлекает от повседневности и уносит зрителя в минувшие века, полные приключений и романтики дальних странствий. Настоящий моряк должен овладеть искусством парусной навигации, так считают во многих странах и у нас в том числе. Забравшись по вантам наверх, развернув паруса и вдохнув вольный ветер моря, можно занимать свои места у современных пультов управления сухогрузов, танкеров балкеровозов и круизных лайнеров. Такому моряку смело можно доверять судьбу груза и жизни пассажиров, он не подведет.

ДАВЛЕНИЕ - величина, характеризующая интенсивность сил, действующих на какую-либо поверхность тела по направлениям, перпендикулярным к этой поверхности. Давление определяется отношением силы, равномерно распределенной по нормали к поверхности, к площади этой поверхности. В международной системе единиц (СИ) давление выражается в Па - Паскалях.

ДАВЛЕНИЕ ВОДЫ НА РУЛЬ - сила, действующая со стороны воды на поверхность руля, отклоненного на некоторый угол от направления движения судна. Зависит главным образом от скорости судна и площади руля. Влияет на изменение направления движения судна.ДАЛЬНЕЕ ПРИКРЫТИЕ – действия в морских операциях (бою) специально созданной группировки сил, находящейся на значительном удалении от района проведения операции (боя), с целью перехватить противника и не допустить его ударов по главной группировке сил флота. Может состоять из отрядов (групп), соединений (частей) надводных кораблей, подводных лодок, морской авиации и береговых ракетно-артиллерийских войск.ДАЛЬНИЙ ПОХОД - поход кораблей в условиях полной автономности, имеющий целью совершенствование тактической морской выучки, профессионал мастерства, духовной и физической закалки экипажей.ДАЛЬНОБОЙНОСТЬ - максимальная дальность, на которую можно забросить снаряд (мину, ракету, пулю и др.) при стрельбе из данного оружия. Дальнобойность морских артиллерийских орудий достигает 30 км и более.ДАЛЬНОМЕР - устройство, служащее для определения расстояния до объектов без непосредственных измерений на местности. Различают дальномер оптический, акустический, лазерный и радиотехнический.ДАЛЬНОМЕРЩИК - специалист, обслуживающий оптические дальномеры.ДАЛЬНОСТЬ ВИДИМОГО ГОРИЗОНТА (предмета) - расстояние от наблюдателя до видимого горизонта (предмета) на море.ДАЛЬНОСТЬ ВИДИМОСТИ - наибольшее расстояние, на котором еще можно отличить очертание предмета от окружающего его фона. Зависит от состояния атмосферы и времени суток. Оценивается глазомерно по 9-балльной шкале оптической видимости от 0 (видимость 0,25 кабельтова, что соответствует очень густому туману) до 9 баллов (видимость более 30 миль, т. е. 55 км). Часто дальность видимости называется просто видимостью.ДАЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЯ ГИДРОАКУСТИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ – предельное расстояние между объектом и антенной гидроакустической станции, при котором возможно получение соответствующей информации об объекте с заданной для данной станции точностью. Зависит от акустической мощности и частоты излучения, отражающей способности объекта, гидрологических характеристик района (рефракции, скорости звука в воде) и других причин. У мощных корабельных станций дальность действия достигает при благоприятных условиях нескольких десятков км.ДАЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЯ РАДИОЛОКАЦИОННОЙ СТАНЦИИ - предельное расстояние между антенной станции и целью, при котором возможно с определенной степенью вероятности определить наличие цели и ее координаты с заданной точностью. Зависит от состояния атмосферы, волнения моря, высоты расположения антенны, мощности РЛС в импульсе, частоты излучения, отражающей способности цели и других причин. Дальность обнаружения цели обычно равна дальности видимого горизонта. В настоящее время в ряде стран имеются загоризонтные РЛС декаметрового диапазона.ДАЛЬНОСТЬ ПЛАВАНИЯ - расстояние, проходимое кораблем без пополнения запасов топлива при том или ином режиме движения. Дальность плавания определяется для нескольких скоростей на испытаниях. Для кораблей с ядерной энергетической установкой дальность плавания определяется максимально допустимым временем непрерывной работы главного и вспомогательного механизмов и систем корабля.ДАЛЬНОСТЬ СТРЕЛЬБЫ (полета ракеты) - расстояние по прямой от дульного среза орудия (пусковой установки) до точки разрыва (падения) снаряда (ракеты).ДАЛЬНОСТЬ ХОДА ТОРПЕДЫ - наибольшее расстояние, проходимое торпедой при заданном режиме скорости хода.ДАТЧИК (измерительный преобразователь) - составная часть всякого автоматического или телемеханического устройства, воспринимающая внешнее воздействие (давление, температуру, деформацию, частоту, электрическое напряжение и т. д.) и непрерывно преобразующая его в сигнал (обычно электрический), удобный для передачи, обработки или регистрации.ДВЕРИ ВОДОНЕПРОНИЦАЕМЫЕ - двери на проходах через водонепроницаемые переборки и на внешних входах в надстройки, обеспечивающие герметичность запираемых проходов (при равнопрочности с переборками). Имеют резиновые прокладки на контуре прилегания и клиновые или винтовые запоры. Существуют двери водонепроницаемые с автоматическим и дистанционным запиранием из центрального командного поста.ДВИГАТЕЛЬ судовой - энергосиловая машина, используемая для приведения в движение судна (главный двигатель) или для привода судовых электрогенераторов. На современных судах в качестве двигателя применяют дизели, паровые турбины и газовые турбины. Передача механической энергии на движитель может быть прямой (двигатель соединен с гребным валом), через редуктор или электрические машины (двигатель вращает генератор, который питает электромотор, соединенный с гребным валом). Судовые двигатели отличаются большой агрегатной мощностью и моторесурсом.ДВИЖИТЕЛЬ - устройство, преобразующее работу двигателя или естественного источника энергии в движение боевого или транспортного средства. Для передвижения по воде в качестве движителя могут служить парус, весло, гребной винт, гребное колесо, водометный движитель, воздушный винт, роторный движитель и др.ДВОЙНОЕ ДНО судна - часть корпуса судна, ограниченное снаружи днищевой наружной обшивкой судна, а изнутри - вторым дном и крайними междудонными листами. Двойное дно разделяется флорами и стрингерами на водонепроницаемые отсеки, имеющие горловины. Двойное дно используется для размещения запасов топлива, пресной воды, масла и водяного балласта. На кораблях броненосного флота двойное дно разделялось по высоте на 2-3 отсека, которые служили для восприятия энергии взрыва мин (торпед) с целью защиты внутренних помещений от разрушения и затопления.ДВОЙНОЙ ШПИЛЬ - шпиль с двумя барабанами на одном баллере, расположенными по вертикали. Применение двойного шпиля позволяет экономить полезную площадь бака.ДВУСТОРОННЯЯ СВЯЗЬ - связь (например, телефонная, радио) между двумя корреспондентами (станциями), когда передача и прием сообщения осуществляется одновременно или поочередно в обоих направлениях.ДВУХВИНТОВОЕ СУДНО - имеет два гребных винта, вращение которых, как правило, осуществляется отдельными двигателями. Двухвинтовое судно обладает большей живучестью при повреждении кормовой подводной части и лучшей маневренностью (возможность управления за счет разницы числа оборотов левого и правого гребного винтов и их работы «враздрай»).ДВУХДЕЧНЫЙ КОРАБЛЬ - название парусных кораблей с двумя палубами (деками).ДВУХКООРДИНАТНАЯ РЛС - радиолокационная станция, работающая по надводным и воздушным целям и определяющая дальность и курсовой угол (азимут) или азимут и угол места цели соответственно.ДВУХКОРПУСНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА - подводная лодка, вокруг прочного корпуса которой имеется сплошной легкий корпус обтекаемой формы из проницаемых листовых конструкций, что уменьшает сопротивление воды при движении лодки и повышает ее мореходные качества. В межкорпусном пространстве размещаются главные балластные цистерны, торпедные аппараты и др. системы.ДЕАЭРАТОР - элемент котельной установки, в котором осуществляется удаление из воды питательной растворенных в ней газов путем нагревания отработавшим паром до температуры кипения для предотвращения коррозии.ДЕБАРКАДЕР - плавучая пристань на реках (озерах) и в некоторых морских портах. Часто в качестве дебаркадеоа используют переоборудованные корпуса устаревших судов.ДЕБЛОКАДА - боевые действия, имеющие целью освободить от изоляции блокированную противником группировку войск, сил флота, важный экономический район, военную базу, город, порт и т. д.ДЕВИАТОР - должностное лицо гидрографической службы флота (пароходства), отвечающее за проведение работ по определению и компенсации магнитной, электромагнитной девиации компасов и радиодевиации радиопеленгаторов.ДЕВИАЦИЯ - 1) отклонение подвижной системы компаса от направления на магнитный (у магнитного компаса) или на географический (у гирокомпаса) полюс Земли. Возникает под влиянием магнитного и электромагнитного полей, ускоренного движения, качки и др. 2) Отклонение движущегося тела (корабля, снаряда и т. п.) от заданного направления движения под влиянием внешних причин.ДЕГАЗАЦИЯ - разложение (разрушение, нейтрализация) отравляющих веществ и удаление продуктов разложения с поверхностей боевой техники, одежды, местности и т. п. Дегазация может быть частичной и полной.ДЕГАЗИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА - химические средства, которые, активно взаимодействуя с отравляющими веществами, превращают их в нетоксичные соединения.ДЕДВЕЙТ - полная грузоподъемность судна. Дедвейт равен разности водоизмещений судна с полным грузом и порожнего (т. е. без груза, экипажа, топлива и других расходуемых запасов). Дедвейт - основная эксплуатационная характеристика морского грузового судна.ДЕЖУРНЫЙ КОРАБЛЬ - один из кораблей в соединении, назначенный для несения дежурства находится в повышенной готовности. Несет специальные отличительные флаг и огонь.ДЕЖУРНЫЙ ПО БОЕВОЙ ЧАСТИ - военнослужащий, возглавляющий дежурную и вахтенную службы боевой части корабля. Поддерживает боевую и походную готовность, отвечает за обеспечение нормальной работы боевых и технических средств. Подчиняется командиру боевой части и дежурному по кораблю, назначается на сутки.ДЕЖУРНЫЙ ПО КОРАБЛЮ - офицер, возглавляющий весь суточный наряд дежурства и вахты. Отвечает за безопасность стоянки корабля, поддержание установленной готовности, внутреннего порядка на корабле, несение службы корабельных нарядов, сохранность оружия, боеприпасов, хранящихся в помещении дежурного по кораблю, и т. д. Назначается при стоянке корабля на швартовах (якоре, бочке). Подчиняется командиру корабля.ДЕЖУРНЫЙ ПО НИЗАМ - офицер (мичман), возглавляющий службу общекорабельных нарядов во внутренних помещениях корабля. Подчиняется дежурному по кораблю, а на ходу - вахтенному офицеру. Личный состав, несущий специальную дежурную и вахтенную службы, обязан выполнять указания дежурного по низам, касающиеся проведения мероприятий по обеспечению живучести корабля и выполнения правил внутреннего распорядка.ДЕЖУРСТВО (дежурная служба) - 1) выполнение военнослужащими определенных обязанностей в составе суточного наряда корабля (части) с целью поддержания установленной боевой готовности, внутреннего порядка, контроля за обслуживанием различных технических средств и т. п. 2) Выполнение служебных функций дежурными подразделениями.ДЕЗАКТИВАЦИЯ - механическое удаление радиоактивных веществ с вооружения, военной техники, обмундирования и других объектов с целью предотвращения поражения личного состава. На кораблях осуществляется главным образом забортной водой.ДЕЗИНСЕКЦИЯ - комплекс мер по уничтожению насекомых - переносчиков инфекционных заболеваний, сельскохозяйственных вредителей и др. (в т. ч. и в случае применения противником биологического оружия). По методам различают дизинфекцию физическую (горячие вода, воздух), химическую и биологическую (микробы).ДЕЗИНФЕКЦИЯ - уничтожение во внешней среде возбудителей заразных болезней. Проводится с целью предупредить возникновение и распространение инфекционных заболеваний. Для дезинфекции используются биологические, физические и химические средства.ДЕЗИНФОРМАЦИЯ - способ маскировки, заключающийся в преднамеренном распространении ложных сведений о своих войсках (силах) и планах боевых действий с целью ввести противника в заблуждение и тем самым создать более выгодные условия для достижения успеха.ДЕЙДВУД - подводная кормовая оконечность корабля, через которую проходит дейдвудная труба.ДЕЙДВУДНАЯ ТРУБА - прочная водонепроницаемая труба в корме судна, через которую проходит гребной вал.ДЕЙДВУДНОЕ УСТРОЙСТВО - комплекс элементов судового валопровода, предназначенных для размещения опоры, смазки, охлаждения и защиты проходящего через него гребного вала и предотвращения поступления вдоль него забортной воды в корпус судна. Включает дейдвудную трубу, подшипники, уплотнительные устройства, системы охлаждения и смазки.ДЕЙСТВИЯ ПРОТИВ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ - выполняются одним или несколькими противолодочными кораблями (самолетами, вертолетами) или теми и другими совместно. Начинаются с момента установления контакта с лодкой, включают атаки против нее и заканчиваются после ее уничтожения или окончательной потери контакта с ней.ДЕЙСТВУЮЩИЙ ФЛОТ - часть сил флота, непосредственно ведущая боевые действия. В состав действующего флота ходят объединения, соединения и части всех родов сил флота с их штабами, управлениями, тыловыми частями и учреждениями. Впервые понятие «действующий флот» появилось при Петре!1и было официально закреплено в Уставе воинском в 1716.ДЕК - 1) название палуб на парусных военных кораблях, на которых была установлена артиллерия, а также пространства между двумя палубами, где размещалось жилье личного состава. 2) Название на гражданских судах некоторых палуб (например, ботдек, спардек).ДЕКОМПРЕССИОННАЯ БЕСЕДКА - устройство с сиденьем для подъема водолаза на поверхность. Применение декомпрессионной беседки вызывается необходимостью медленного подъема с глубины (для предотвращения кессонной болезни).ДЕКОМПРЕССИОННАЯ КАМЕРА - герметичная стальная камера цилиндрической формы, разделенная прочными переборками с люками на 2-3 и более отсеков. Снабжается необходимым оборудованием для декомпрессии. Применяется для профилактики декомпрессионной (кессонной) болезни и лечения водолазных профессиональных заболеваний. Декомпрессионные камеры размещаются на спасательных и водолазных судах, автомашинах и на береговых объектах.ДЕКОМПРЕССИЯ - 1) уменьшение давления. 2) Быстрый переход из среды с более высоким давлением в среду с более низким давлением. 2) Болезненное состояние, возникающее у человека при таком переходе (кессонная болеэнь).ДЕКРЕТНОЕ ВРЕМЯ - время поясное данного места территории России плюс один час. Введено постановлением СНК СССР от 16 июня 1930 для более рационального использования населением светлого времени суток и экономии электроэнергии.ДЕЛОВОЙ ЗАХОД КОРАБЛЯ в иностранный порт - посещение военными кораблями и вспомогательными судами иностранных портов для пополнения запасов, ремонта механизмов, отдыха личного состава и т д. Для Делового захода корабля требуется предварительная договоренность по дипломатическим каналам с соответствующим государствомДЕЛЬНЫЕ ВЕЩИ - общее название некоторых деталей, входящих в оборудование корабля. К дельным вещам относятся клюзы, утки, киповые планки, двери, люки, комингсы, леерные стойки, иллюминаторы, шпигаты, кнехты, трапы и т. п. Большинство дельных вещей стандартизировано.ДЕЛЬТА - наносная равнина в низовьях реки, впадающей в море. Прорезана сетью рукавов и протоков.ДЕМАРКАЦИОННАЯ ЛИНИЯ ВРЕМЕНИ - линия, проходящая между двенадцатыми (восточными и западными) поясами времени, переход через которую сопровождается повторением или переменой дат: при движении корабля на восток считают с полуночи снова прежнюю дату; при движении на запад в полночь меняют дату сразу на две единицы. Деморкационная линия времени близка к меридиану с долготой 180°, проходящему по центральные части Тихого океана.ДЕМАСКИРОВАНИЕ - нарушение маскировки, позволяющее противнику вскрыть подготовку войск (сил флота)ДЕМОНСТРАТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ - боевые и другие действия войск (сил флота), имеющих целью ввести противника в заблуждение относительно истинного характера предстоящих боевых действий и отвлечь его силы на ложный путь. Являются одним из способов маскировки.ДЕМОНСТРАЦИЯ СИЛЫ - угрожающие действия со стороны ВС какого-либо государства, военного блока с целью политического, экономического и военного давления на другие государства. Может осуществляться путем повышения степени готовности ВС, развертывания и выдвижения войск (сил флота) к государственной границе, проведения маневров и т. п.ДЕНЬ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА – военно-морской праздник. Отмечается ежегодно в последнее воскресенье июля.ДЕРЖАТЬСЯ В МОРЕ - находиться в море в районе какого-либо пункта, не заходя в него.ДЕРЖАТЬСЯ МОРИСТЕЙ - находиться на большем удалении от берега.ДЕРЖАТЬСЯ НА ТРАВЕРЗЕ - сохранять положение своего корабля на курсовом угле 90° по отношению к другому кораблю.ДЕРЖАЩАЯ СИЛА ЯКОРЯ - сила, которую необходимо приложить к единице массы якоря, чтобы выдернуть его из грунта при горизонтальном положении веретена. Зависит от конструкции якоря, характера грунта. Держащая сила якоря следует отличать от удерживающей силы якоря.ДЕРИВАЦИЯ - боковое отклонение снаряда (пули) от плоскости стрельбы, вызываемое его вращением. Для каждого оружия деривация постоянна и ее можно учесть заранее. Деривация зависит главным образом от дальности стрельбы, характера нарезов в канале ствола (в том числе от их направления), кривизны траектории и скорости вращения снаряда, возрастая при их увеличении.ДЕСАНТ морской - части морской пехоты, а также могут быть соединения и части мотострелковых, танковых войск, высаженные на морское побережье (в порты) на территории противника для ведения боевых действий. Высадка (десантирование) производится с десантных кораблей, транспортных судов с помощью высадочных средств и (или) с воздуха. По масштабу выполняемых задач морской десант может быть стратегическим, оперативным, тактическим и специального назначения.ДЕСАНТНАЯ ЛОДКА - цельное, складное или надувное высадочное средство в виде судна или понтона вместимостью на отделение или взвод. Корпус десантной лодки может изготавливаться из пластмасс или легких сплавов. Передвигается на веслах или на подвесном моторе.ДЕСАНТНЫЕ ВЕРТОЛЕТОНОСЦЫ - десантные корабли, с которых переброска десанта на берег осуществляется с помощью вертолетов (разновидность вертолетоносцев).ДЕСАНТНЫЕ КОРАБЛИ - корабли специальной постройки для перевозки морского десанта и его высадки как непосредственно на берег, так и с помощью высадочных средств Как правило, имеют аппарель. Вооружены универсальной артиллерией и пулеметами. ВМС ряда государств имеют: танко-десантные корабли, десантные вертолетоносцы, десантные корабли-доки, десантно-вертолетные корабли-доки и т. д.ДЕСАНТНЫЕ КОРАБЛИ-ДОКИ - корабли со специальными док-камерами, в которых находится до 10 десантных катеров (например, на подводных крыльях или воздушной подушке), осуществляющих высадку морской пехоты, танков и др.ДЕСАНТНЫЙ ОТРЯД - временное формирование из кораблей и транспортов, предназначенное для перевозки и высадки (выгрузки) морского десанта на берег, а также кораблей боевого охранения и судов разграждення противодесантных препятствий.ДЕСАНТНЫЙ ЭШЕЛОН - часть десантно-транспортных средств с войсками и силы их непосредственного охранения на переходе морем из пунктов посадки в район высадки, а также часть десантных войск, высаживаемая в ходе морской десантной операции. Переход транспортных средств осуществляется одним или несколькими десантными эшелонами, состоящими из нескольких десантных отрядов, а высадка - в составе одного, двух и более десантных эшелонов. Число десантных эшелонов зависит от поставленной задачи, состава десанта, предполагаемого противодействия и др.ДЕСАНТОВМЕСТИМОСТЬ ДЕСАНТНОГО КОРАБЛЯ - количество личного состава, военной техники и других грузов, которое способен принять корабль (судно) для транспортировки и высадки (выгрузки). Десантные корабли рассчитаны на транспортировку, высадку одного или нескольких воинских подразделений (взвода, роты, батальона) со штатным вооружением и приданными средствами усиления.ДЕТОНАТОР - элемент взрывателя, содержащий заряд бризантного взрывчатого вещества (ВВ), более чувствительный к начальному импульсу капсюля-детонатора, чем ВВ основного заряда. Предназначен для надежного возбуждения взрыва основного заряда: артиллерийского снаряда, мины, авиабомбы, боевой части ракеты, торпеды, а также подрывного заряда.ДЕТОНАЦИЯ - быстропротекающий процесс химического превращения взрывчатого вещества (ВВ), сопровождающийся освобождением энергии и распространяющийся по ВВ в виде волны со сверхзвуковой скоростью, постоянной для данного вещества. Детонация характеризуется образованием большого количества газов с огромным давлением, при расширении которых происходит взрыв.ДЕТОНИРУЮЩИЙ ШНУР - эластичная трубка (диаметром 5-6 мм) с сердцевиной из инициирующего вещества, служащая для передачи детонирующего импульса от капсюля-детонатора к одному или нескольким зарядам, находящимся иногда на значительном удалении друг от друга. В отличие от огнепроводного шнура имеет красную окраску или красные нити в оплетке.ДЕФЛЕКТОР - 1) специальное устройство, служащее на кораблях для вдувной и вытяжной вентиляции. 2) Преграда в виде листа на пути движущихся газов, жидкости или твердых частиц, применяемая для отклонения их движения в желаемом направлении. 3) Прибор для измерения магнитных сил, действующих на стрелку компаса.ДЕШИФРАТОР - устройство для расшифровки (декодирования) сообщения (сигнала) и перевода содержащейся в нем информации на язык (код) воспринимающей системы. Применяется в различных средствах связи и системах передачи информации.ДЕШИФРИРОВАНИЕ ФОТОСНИМКОВ - процесс обработки информации, содержащейся на снимке, с целью обнаружения, опознавания и оценки состояния, качественных и количественных характеристик объектов (целей) по их изображениям. Объектами военного дешифрования фотоснимков являются войска, корабли (суда), подводные лодки под водой, минные и сетевые заграждения и т. д.ДЖОНКА - грузовое или военное деревянное парусное двух-четырехмачтовое судно для плавания по рекам и в прибрежных районах. Имеет широкий корпус с поднятым носом и кормой, паруса прямоугольной формы, сплетенные из циновок. Распространены в Юго-Восточной Азии, нередко служат жильем.ДИАГРАММА ОСТОЙЧИВОСТИ судна - график зависимости изменения восстанавливающего момента от угла накренения судна. В зависимости от скорости нарастания сил, кренящих судно, различают диаграмму статической остойчивости и диаграмму динамической остойчивости. Диаграмма остойчивости зависит от формы подводной части корпуса, а также распределения и характера грузов на судне (твердый, сыпучий, жидкий). Диаграмма остойчивости позволяет судить об остойчивости судна в данных условиях.ДИАГРАММА УГЛОВ ОБСТРЕЛА - графическое изображение (вид сверху) секторов обстрела данного орудия, выполненное с учетом воздействия дульных газов на близко расположенные устройства, приборы и личный состав открытых боевых постов.ДИАМЕТР ЦИРКУЛЯЦИИ - расстояние между положениями центра тяжести корабля на двух противоположных курсах при установившейся циркуляции. Зависит от геометрических характеристик корпуса корабля, угла перекладки руля и скорости корабля. Измеряется в длинах корабля или в кабельтовых. Диаметр циркуляции характеризует поворотливость судна.ДИАМЕТРАЛЬНАЯ ПЛОСКОСТЬ корабля - вертикальная плоскость, проходящая через ахтерштевень и форштевень корабля (судна)ДИВИЗИОН - 1) подразделение, входящее в состав боевой части корабля 1 ранга. Например, в артиллерийской боевой части существует дивизион артиллерии главного калибра, в который входят несколько башен или батарей и групп управления. 2) Составная часть, подразделение артиллерийского полка или отдельная артиллерийская частьДИВИЗИОН КОРАБЛЕЙ – низшее тактическое соединение однородных кораблей 2, 3 и 4 рангов. Дивизион кораблей может быть отдельным или входить в состав бригады. Число кораблей в дивизионе кораблей зависит от назначения, вооружения и их тактики действий.ДИВИЗИЯ КОРАБЛЕЙ - тактическое. соединение кораблей ВМФ (ВМС), состоящее из нескольких кораблей 1 ранга или нескольких бригад и дивизионов кораблей других рангов и классов. Подразделяются на дивизионы надводных кораблей и дивизионы подводных лодок. Дивизион кораблей действует в определенном районе морского или океанского театра военных действий самостоятельно или совместно с соединениями других родов сил флота.ДИВИЗИЯ МОРСКОЙ ПЕХОТЫ - высшее тактическое соединение морской пехоты в ВМС некоторых стран, предназначенное для выполнения боевых задач в морских десантах, при обороне военно-морских баз, портов и др.ДИЗЕЛЬ - двигатель внутреннего сгорания (четырех- или двухтактный), у которого впрыснутое в камеру сгорания в конце такта сжатия топливо самовоспламеняется за счет высокой температуры сжатого воздуха. Работает на дизельном топливе. Дизель является наиболее экономичной тепловой машиной. Многоцилиндровые дизели широко применяются в качестве главного и вспомогательного судовых двигателей.ДИЗЕЛЬ-ГАЗОТУРБИННАЯ УСТАНОВКА - комбинированная силовая установка корабля. В качестве основных двигателей служат дизели, а газовые турбины используются для кратковременного развития больших мощностей.ДИЗЕЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА - силовая установка, в которой в качестве главных двигателей используются один или несколько дизелей. На судах распространены дизельная энергетическая установка с малооборотными (100-150 об/мин; непосредственно
приводят в движение судовой движитель) и среднеоборотными (300-600 об/мин; приводят движитель во вращение через редуктор) дизелями. До конца 60-х гг. применялись дизельные энергетические установки с реверсивными дизелями, с появлением гребных
винтов регулируемого шага начали устанавливать нереверсивные дизели. Применяются на некоторых военных кораблях. В настоящее время на судах торгового флота в основном устанавливают дизельные энергетические установки.ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО – нефтяное топливо, применяемое в дизелях. Различают дизельное топливо: маловязкие для быстроходных двигателей; высоковязкие остаточные (моторные) для малооборотных дизелей. Используется также в судовых газотурбинных установках.ДИЗЕЛЬ-ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА - силовая установка, которая приводит гребной винт во вращение с помощью электродвигателя, питаемого током, вырабатываемым дизель-генератором. Используются на подводных лодках, некоторых судах, ледоколах и т. д.ДИНАМИКА КОРАБЛЯ - раздел теории корабля, изучающий взаимодействие корабля с водной средой при движении. Включает динамическую остойчивость, качку, сопротивление воды движению корабля, управляемость и т. д.ДИНАМИЧЕСКАЯ ОСТОЙЧИВОСТЬ (запас остойчивости) - способность судна выдерживать, не опрокидываясь, действие кренящего момента, нарастание которого до наибольшего значения происходит за короткий промежуток времени (например, воздействие шквала). Под действием таких моментов судно получает т н. динамический крен, кратковременный, но значительно больший того, что возникает при действии статического момента того же значения. Максимальное значение динамического крена определяется из равенства работ кренящего и восстанавливающего момента при накренении судна.ДИОПТРИЙНАЯ ШКАЛА - деления, нанесенные на наружной оправе окуляра оптического прибора (бинокля, стереотрубы, перископа и др.) для установки резкости изображения рассматриваемого предмета в зависимости от оптической силы зрения наблюдателя.ДИПЛОТ - лот для измерения больших глубин, состоящий из чугунной гири массой от 15 до 30 кг, лотлиня кабельной работы, длиной 155 м с разбивкой от 10 до 150 м и переносной вьюшки для намотки лотлиня.ДИПТАНК - судовая цистерна, возвышающаяся над вторым дном. Служит для приема водяного балласта, перевозки и хранения жидкого топлива.ДИРЕКТИВА - боевой или служебный документ, содержаший руководящие указания по подготовке и ведению боевых действнй и другим вопросам жизни и деятельности армии (флота). По своему значению равноценна приказу.ДИРИЖАБЛЬ - летательный аппарат легче воздуха с винтовыми движителями для управляемого полета. Может иметь большую грузоподъемность и длительно находиться в воздухе (полете), что позволяет использовать его, как считают за рубежом, в качестве носителя радиолокационной станций дальнего обнаружения в системе ПВО и ПРО, а также для борьбы с подводными лодками.ДИРИК-ФАЛ - бегучий такелаж, с помощью которого поднимается и удерживается верхний конец (нок) гафеля.ДИСК СТАНДАРТНЫЙ БЕЛЫЙ (диск Секки) - особый диск белого цвета для определения степени прозрачности воды, которая выражается расстоянием (в метрах) от поверхности воды до глубины полного исчезновения диска из видимости.ДИСКРИМИНАЦИЯ ФЛАГА - недружелюбный акт, выражающийся в создании для кораблей и судов одной нации при обслуживании в портах какого-либо государства худших условий, чем для кораблей и судов других наций.ДИСЛОКАЦИЯ - распределение кораблей флота по портам и военно-морским базам и пунктам базирования.ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ - систематическое врачебное наблюдение за состоянием здоровья (например, военнослужащих) в целях предупреждения и своевременного лечения выявленных заболеваний.ДИСПОЗИЦИЯ КОРАБЛЕЙ - 1) плановое и фактическое расположение кораблей в определенном порядке в пределах акватории военно-морской базы (порта, пункта базирования), на внешнем рейде, а также на незащищенной якорной стоянке у побережья, между островами или в открытом море на глубинах, допускающих постановку на якорь. Диспозиция кораблей устанавливается командиром базы, старшим начальником на рейде или командиром соединения (группы кораблей) с учетом обеспечения навигационной безопасности стоянки, беспрепятственного выхода кораблей, своевременного обнаружения противника и эффективного применения оружия, маскировки и рассредоточения кораблей, а также надежного управления кораблями. 2) Взаимное расположение кораблей на параде.ДИСТАНЦИОННАЯ НАВОДКА - управление на расстоянии наводкой артиллерийских и пусковых установок, торпедных аппаратов и других видов оружия, осуществляемое специальными приборами и механизмами по данным, поступающим, например, из центрального артиллерийского постаДИСТАНЦИЯ - 1) расстояние, промежуток между чем-либо («соблюдать дистанцию»). 2) Расстояние по глубине строя между военнослужащими, орудиями, машинами, подразделениями, кораблями и т. п.ДИСТАНЦИЯ АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ - расстояние, измеренное артиллерийскими оптическими приборами, от корабля до цели в кабельтовых (артиллерийский кабельтов = 182,87 м) или в метрах. Для перевода штурманской дистанции в артиллерийскую нужно первую помножить на 1,013.

ДИСТАНЦИЯ ШТУРМАНСКАЯ – расстояние на море, измеряемое в кабельтовых

ДИСТИЛЛЯЦИОННАЯ УСТАНОВКА судовая - установка, в которой питьевая или опресненная вода очищается от растворенных в ней минеральных солей, органических веществ и других примесей путем дистилляции, т. е прогоном через испарители и конденсации паров ее в холодильной камере (конденсаторе). Полученная таким образом вода применяется для изготовления электролита и доливки аккумуляторных батарей подводных лодок, а также в лабораториях, медицинской практике.ДИСЦИПЛИНА ВОИНСКАЯ - своевременное, строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами. Важнейшее условие дисциплины воинской - безоговорочное повиновение подчиненных своим командирам. Дисциплина воинская является одним из важнейших условий боеготовности и боеспособности ВС.ДИСЦИПЛИНА СВЯЗИ – точное выполнение установленного режима работы технических средств связи и мероприятий по организации системы связи. Является необходимым условием скрытности ее работы.ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ в ВС - ответственность военнослужащих за нарушение воинской дисциплины и общественного порядка. К нарушителям применяются меры дисциплинарных взысканий в соответствии с Дисциплинарным уставом ВС России старшими начальниками, имеющими дисциплинарную власть.ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ПРАКТИКА - система применения старшими начальниками в соответствии с предоставленными им правами мер поощрения и взыскания к подчиненным с целью их воспитания и укрепления дисциплины воинской.ДИСЦИПЛИНАРНОЕ ВЗЫСКАНИЕ - наказание за нарушение дисциплины или общественного порядка, накладываемое в соответствии со степенью вины нарушителя и тяжестью совершенного им проступка. Виды дисциплинарного взыскания и порядок их наложения на военнослужащих определяются Дисциплинарным уставом ВС России.ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ УСТАВ ВС РОССИИ - официальный документ, определяющий сущность воинской дисциплины. Требования устава определяют обязанности и права военнослужащих по соблюдению дисциплины, меры поощрения и взыскания, применяемые командирами и начальниками. Положения дисциплинарного устава ВС России распространяются на всех военнослужащих, а также на военнообязанных на период прохождения сборов и находящихся в запасе или отставке при ношении ими формы одежды.ДИФФЕРЕНТ корабля (судна) - наклон корабля в продольной вертикальной плоскости относительно поверхности моря. Измеряется дифферентометрами в градусах для подводной лодки или разность между углублениями кормы и носа для надводных кораблей. Влияет на поворотливость корабля, работу гребного винта и пр. Дифферент обычно регулируют приемом (удалением) водяного балласта или перекладкой горизонтальных рулей (на подводной лодки). На ходу корабль несколько увеличивает осадку на корму, т. е. приобретает ходовой дифферент, вызываемый перераспределением сил сопротивления воды.ДИФФЕРЕНТОВКА ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ - приведение плавучести, крена и дифферента подводной лодки к определенным значениям. Производится с целью подготовки подводной лодки к погружению и плаванию под водой.ДИФФЕРЕНТОВОЧНАЯ СИСТЕМА - система подводной лодки для проведения ее дифферентовки путем приема (удаления) в цистерны или перераспределения между ними масс воды. Система включает цистерны вспомогательного балласта (дифферентные и уравнительные), трубопроводы, водоотливные насосы, приборы контроля и т. д. Прием воды осуществляется самотеком, перемещение из одной цистерны в другую- сжатым воздухом или центробежным насосом. Осушение цистерн производится водоотливными насосами.ДИФФЕРЕНТОМЕТР - прибор для измерения в метрах или градусах дифферента корабля. По принципу действия делятся на пузырьковые (аналогичны ватерпасу), механические (представляют собой маятник) и гидравлические (реагируют на разницу гидростатического. давления в трубках на корме и на носу корабля).ДЛИНА КОРАБЛЯ - элемент главных размерений корабля (судна), определяющий его длину. Длина расчетная Lр - расстояние между перпендикулярами, проходящими через крайние точки грузовой ватерлинии в носу и в корме, по которую погружен корабль. Длина корабля наибольшая Lmax - расстояние между крайними точками носа и кормы.ДЛИНА СТВОЛА ОРУДИЯ - расстояние от казенного до дульного среза ствола. Измеряется числом калибров (диаметров) данного орудия, укладывающихся на длине ствола орудия, или в миллиметрах.ДЛИННЫЙ (РАЗГОННЫЙ) СПЛЕСЕНЬ - соединение двух концов троса одинаковой толщины. Например, сращивание лопнувшего буксирного троса и тросов, проходящих через блоки. Длинный сплесень утолщения троса не дает.ДНЕВАЛЬНЫЙ - лицо из состава суточного наряда, в обязанности которого входит контроль за состоянием помещения (жилого кубрика) и соблюдением распорядка дня, поддержание внутреннего порядка и других уставных правил. Подчиняется дежурному по низам (команде) и старшему по помещению.ДНИЩЕ КОРАБЛЯ - нижняя часть обшивки судна, расположенная от киля до верхних кромок скуловых поясов.ДОБЛЕСТЬ ВОИНСКАЯ - самоотверженное проявление высоких морально-боевых качеств, выражающееся в безупречном исполнении военнослужащими своего долга перед Отечеством в мирных и военных условиях.ДОБРОВОЛЕЦ - лицо, добровольно поступившее на военную службу на определенный срок или от начала до конца войны.«ДОБРОВОЛЬНЫЙ ФЛОТ РОССИИ» - пароходство, созданное в 1878 на добровольные пожертвования населения. Главная его цель - развитие торгового мореплавания в мирное время и подготовка резерва кораблей на случай войны. Большинство судов носили названия губернских городов России. После победы Октябрьской революции многие суда добровольного флота были незаконно реквизированы правительствами Великобритании и США, а также уведены отступавшими белогвардейцами.ДОГГЕР (догр) - так называлось рыболовное двух-трехмачтовое парусное судно с гафельным вооружением, промышлявшее сельдь у Доггер-банки в Северном море.ДОГГЕР-БАНКА - отмель в центральной части Северного.ДОГОВОР О МОРСКОМ ДНЕ - международное соглашение о запрещении размещения на дне морей и океанов ядерного и других видов оружия массового уничтожения. Вступил в силу 18 мая 1972. Запрещает установку и размещение за пределами 12-мильной прибрежной зоны оружия массового поражения.ДОЗА ИОНИЗИРУЮЩЕГО ИЗЛУЧЕНИЯ - количество энергии ионизирующего излучения, которое воспринимается какой-либо средой за определенный промежуток времени. Служит для оценки радиационной опасности после применения противником ядерного оружия. Измеряется дозиметрами в грэях (Гр).ДОЗИМЕТР (измеритель дозы) - прибор, измеряющий суммарную дозу ионизирующего излучения, полученную личным составом за время пребывания на радиоактивно зараженной местности. Используется для контроля радиоактивного облучения. По назначению дозиметры подразделяются на войсковые (корабельные) и индивидуальныеДОЗИМЕТРИСТ - специалист, осуществляющий с помощью дозиметрических приборов контроль за радиоактивным облучением личного состава, радиационной обстановкой в помещениях, отсеках, на палубе корабля, на складах, в водоемах, степенью радиоактивного заражения оружия, техники, снаряжения и т. д.ДОЗОР морской - вид охранения кораблей, судов и береговых объектов в общей системе дозорной службы ВМФ (ВМС). Действует в мирное и военное время. Осуществляется надводными (подводными) кораблями, самолетами, вертолетами в целях предупреждения сил флота о появлении противника. По степени удаления от охраняемого объекта дозор бывает дальним и ближним, по степени подвижности - подвижным и неподвижным; по задачам - противолодочный, противокатерный, противоминный, противовоздушный.ДОЗОР ПО КОРАБЛЮ - группа лиц из состава суточного наряда, назначенная для периодического обхода помещений корабля с целью предупреждения пожара и затопления внутренних помещений корабля.ДОЗОРНЫЙ КОРАБЛЬ - корабль (надводный или подводный), специально назначенный для выполнения задач морского дозора в заданном районе. Местоположение дозорного корабля относительно охраняемых сил (объектов) определяется с учетом наиболее опасных направлений возможного нападения противника.ДОК - 1) искусственное сооружение, предназначенное для осмотра, ремонта и окраски подводной части судна, а иногда для их постройки и транспортировки. По назначению различают строительные, ремонтные и транспортные доки, по конструкции -наливные доки, плавучие доки и сухие доки. 2) Портовый бассейн для стоянки судов в период отлива; имеет батопорт. Сооружается в местах больших приливно-отливных колебаний уровня моря.ДОКОВАНИЕ - стоянка судна в доке для проведения осмотра, покраски подводной части и выполнения ремонтно-профилактических работ. Постановка судна может производиться на кильблоки, клетки и смешанным способом (характерен для многих военных кораблей).ДОКУМЕНТЫ военные - текстовые и графические изображения, содержащие сведения по широкому кругу вопросов и предназначенные для осуществления управления военными органами в мирное и военное время.ДОЛГОТА географическая - одна из двух координат, определяющая положение пункта на поверхности Земли относительно начального меридиана. Долгота -двугранный угол между плоскостями начального меридиана и меридиана, проходящего через заданную точку. Измеряется дугой экватора в градусах от начального меридиана до меридиана наблюдателя. Долгота к востоку от начального меридиана (до 180°) называется восточной (имеет знак +), к западу - западной (имеет знак-).ДОНЕСЕНИЕ - военный документ, излагающий определенные сведения вышестоящему командиру (начальнику) или штабу. Может быть боевым (содержит информацию об обстановке в районе боя и решение о дальнейшем его ведении) и служебным. Донесение бывает срочное (представляется к времени, установленному табелем срочных донесений) и внесрочное (представляется при резком изменении обстановки).ДОННАЯ МИНА - морская неконтактная мина, имеющая отрицательную плавучесть и устанавливаемая на дне. Максимальная глубина места постановки определяется конструкцией и предназначением донной мины. Взрыватели донной мины срабатывают при воздействии физических полей корабля. Предназначена для поражения надводных кораблей и подводных лодок.ДОННЫЕ ОТЛОЖЕНИЯ - осадки, покрывающие дно моря. Состоят из продуктов размыва суши и остатков отмерших организмов. По расположению относительно суши делятся на прибрежные, мелководные и глубинные.ДОСМОТР СУДНА И ГРУЗА - действие, совершаемое таможенными властями и пограничными войсками по прибытии судна в порт (отбытии из порта) в целях контроля за соблюдением законодательства страны о монополии внешней торговли, а также предотвращения провоза контрабандных товаров, валюты и других ценностей. Военные корабли таможенному досмотру не подлежат.ДРАЕК - такелажный инструмент. Изготавливается из дерева твердой породы. Применяется при накладывании бензелей и марок, транцевании и т. д.ДРЕДНОУТ - 1) английский броненосец, положивший начало классу линейных кораблей. Вступил в строй в 1906.ДРЕЙФ судна - 1) смещение (снос) судна с линии курса под влиянием ветра. Дрейф характеризуется углом между линией пути и линией истинного курса. 2) Снос стоящего на якоре судна под влиянием ветра или течения, когда якорь ползет по грунту.ДРЕЙФ НА ПЛАВУЧЕМ ЯКОРЕ - лежание в дрейфе с убранными парусами или застопоренными двигателями, при этом нос судна удерживается против ветра с помощью плавучего якоря.ДРЕЙФОМЕР - прибор, измеряющий угол между направлением истинного курса и линией пути при дрейфе судна. Действие дрейфмомера основано на измерении разности давлений на правом и левом бортах судна (гидродинамический дрейфмометр).ДРЕЙФУЮЩАЯ МИНА - мина, плавающая на поверхности воды (или с некоторым заглублением) и перемещающаяся под действием ветра (течения).ДРЕЙФУЮЩИЙ ЛЕД - морской лед, смещающийся в воде под действием ветра (течения). По форме различают ледяные поля, их обломки, битый лед, куски льда, ледяную кашу.ДРЕК - небольшой четырехрогий или двурогий якорь адмиралтейского типа с металлическим складным штоком массой от 6 до 60 кг. Применяется главным образом на гребных и малотоннажных парусных судах.ДРЕКТОВ - якорный канат окружностью 75-100 мм, привязанный к дреку.ДРИФТЕР – парусно-моторное (моторное) рыболовное судно длиной 24-50 м, грузоподъемностью 60-70 т. Оборудовано т. н. дрифтерными сетями высотой около 15 м и длиной до 4 500 м, свободно плавающими в море после их постановки.«ДРОБЬ» - команда (сигнал), означающая - прекратить огонь (стрельбу).ДУБЕЛЬ-ШЛЮПКА - военное одномачтовое судно русского гребного флота 2-й половины 18 в. длиной до 25 м и шириной до 6 м. Имели до 15 небольших орудий. Предназначались для действия в лиманах, шхерах и вблизи побережья.ДУБЛИРОВАНИЕ - обеспечение возможности двукратного или многократного выполнения одинаковых действий, направленных на достижение одной цели. В военном деле широко применяется дублирование устройств, механизмов, систем линий (каналов) связи и передачи распоряжений (сигналов) и т. п. Важное средство повышения живучести военной техники.ДУГА БОЛЬШОГО КРУГА - часть линии, образованной на поверхности шара при сечении его проходящей через центр плоскостью.ДУДКА - свисток, при помощи которого на корабле ВМФ подавались некоторые сигналы.ДУЛЬНАЯ ПРОБКА - специальное закрывающее устройство, укрепляемое на дульном срезе ствола для предохранения канала от попадания в него воды (посторонних предметов).ДУЛЬНЫЙ ТОРМОЗ - устройство, навинчиваемое на дульную часть ствола орудия для поглощения энергии отката (25-70%).ДУПЛИНЬ - конец троса, проведенный в рым, обух и обратно так, чтобы оба конца находились в распоряжении работающих (опустив один конец, можно за другой вытянуть весь трос).ДЫМКА - сильно разреженный туман, не дающий ощущения сырости, мгла, снижающая видимость до 0,5-2 миль.ДЫМОВАЯ ЗАВЕСА - искусственно создаваемое плотное облако белого, серого или черного дыма либо тумана, ставящееся с быстроходных кораблей (катеров), а иногда с самолетов (вертолетов). Создается с помощью специальных дымовых средств. Одно из средств маскировки (дымомаскировка)ДЫМОВАЯ ТРУБА - часть дымохода. На судах возвышается над палубой или надстройкой судна. Для уменьшения температурного влияния на окружающие предметы дымовая труба защищена кожухом. При естественной вентиляции котельных отделений от высоты дымовой трубы зависит тяга топок котлов.ДЫМОВАЯ ШАШКА - устройство для создания дымовых завес, сигнализации и дезинсекции. Снаряжаются твердой дымовой смесью. Дымовые шашки маскирующие дают нетоксичный белый или белосерый дым, сигнальные - цветные дымы; дезинсекционные - для уничтожения насекомых в закрытых помещениях.ДЫМОВЫЕ СРЕДСТВА - боеприпасы, приборы и машины, предназначенные для создания дыма. Дымовые средства ВМФ (стационарная аппаратура на берегу и аппаратура, устанавливаемая на кораблях, вертолетах, а также морские дымовые шашки) служат для дымомаскировки военно-морских баз и кораблей.ДЫМОМАСКИРОВКА - один из способов помешать зрительному наблюдению противника за действиями войск (сил флота), ведению бомбометания, прицельного огня. Состоит в постановке дымовой завесы. Эффективность дымомаскировки зависит от погодных условий и прежде всего от скорости и направления ветра.ДЫМООБРАЗУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА - твердые химические продукты или жидкие смеси, которые при соответствующем способе применения образуют в атмосфере устойчивые дымы или туманы, не имеющие ядовитых свойств (нейтральные дымы). Предназначены для получения дымовых завес или сигнальных дымов.ДЮЙМ - старая английская единица длины, равная 25,4 мм. Широко применялась для измерения калибра орудий.

31 марта судостроительный завод "Северная верфь" в Санкт-Петербурге спустил на воду новейший сторожевой корабль ближней морской зоны "Сообразительный". Многоцелевой корвет "Сообразительный" стал вторым кораблем, построенным по проекту 20380 разработки ЦМКБ "Алмаз".

Но есть серии, где отсутствует всякая система, например, в одной из серий, несмотря на то, что головной корабль назвали «Кронштадт», остальные корабли получили в качестве названий имена флотоводцев российского и советского флота, а также советских маршалов. Еще в одной серии головной корабль назван "Удалой", а остальные корабли того же типа названы именами советских адмиралов, маршала и... города Симферополь. Также есть серия ракетных крейсеров с названиями "Грозный", "Адмирал Головко", "Адмирал Фокин" и "Варяг", другая ‑ "Слава", "Маршал Устинов", "Червона Украина".

В последние годы восстанавливается давняя традиция русского флота давать боевым кораблям имена святых Русской Православной Церкви. Например, двум большим десантным кораблям Тихоокеанского флота присвоены имена героев Куликовской битвы святых преподобных иноков Александра Пересвета и Андрея Осляби. Более 100 лет назад в русском флоте уже существовали корабли с такими названиями, таким образом была восстановлена историческая преемственность. Ранее эти корабли имели номерные названия.

В 2005 г. дизельной подводной лодке было присвоено наименование "Святой Николай Чудотворец" в связи с установлением шефских связей над ней Благотворительным фондом святителя Николая Чудотворца.

В Северодвинске выпустили серию подводных лодок, названных именами русских князей - "Дмитрий Донской", "Юрий Долгорукий", "Александр Невский", "Владимир Мономах".

В настоящее время там же начинают строить новый атомный подводный крейсер, который будет носить имя Николая Чудотворца . Подлодка "Святитель Николай" войдет в серию подлодок нового стратегического вооружения.

При названии нового пограничного сторожевого корабля было решено продолжить традицию советских времен, он получил имя "Рубин" .

Во флоте продолжают поддерживать старую традицию: когда корабли стареют и уходят на слом, их названия передают новым. В то же время появляются и новые традиции, например, называть корабли названиями фирм . В 2003 г. дизель-электрической подводной лодке было присвоено имя "Алроса".

Сейчас появились новые типы кораблей, поэтому традиции наименования кораблей преобразуются . Новому артиллерийскому кораблю присвоили имя города Астрахани. Тип этого корабля не знает аналогов в мире, потому что корабль проектировался специально с учетом особенностей Каспийского моря и дельты Волги.