Менеджмент инноваций. Инновации в управлении предприятием Новшества и инновации в управлении организацией

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Формирование инновационных систем управления произво д ством

1. Инновационная модель системы управления предприятием

Формирование инновационных систем управления предприятиями предполагает учет основных требований. Основные структурные характеристики инновационной системы управления (ее элементы и подсистемы) приведены в табл. 7.1. Особое значение имеет первый элемент - наличие инновационного управленческого кадрового потенциала, прежде всего о руководителей различного уровня, ориентированных на инновации в различных сферах, готовых идти на риск, заинтересованных в долгосрочных перспективах развития предприятия.

Таблица 1. Структурные характеристики инновационных систем управления производством

Элементы инновационной организации

Основные характеристики элемента

Эффективность

Инновационный управленческий кадровый потенциал

Наличие управленческого (руководящего) персонала, ориентированного на риск, на инновации

Создание систем управления инновационного типа

Стратегическая направленность

Принятие комплексных решений, ориентированных на развитие, на перспективу, на инновации

Обеспечение устойчивости предприятия в долгосрочном периоде

Маркетинговая организация управления

Комплексный анализ внешней и внутренней среды предприятия; ориентация на потребителя

Расширение сфер сбыта, рост объема продаж

Ориентация на всеобщее качество

Применение современных систем и стандартов в управлении качеством; сертификация продукции и систем качества

Повышение качества (продукции, работ, услуг), снижение затрат на производство

Гибкие формы управления (на крупных и средних предприятиях)

Применение программно-целевого управления, дивизиональных структур; децентрализация управления; вовлечение персонала в процесс принятия решений

Адаптивность производственной системы, повышение эффективности управления инновациями

Инновационный менеджмент

Управление инновациями на основе инновационного развития персонала

Повышение эффективности инновационных решений, инициативы и творческой активности персонала

Сетевая организация управления

Использование возможностей рыночной инфраструктуры; координационное управление в сетевых структурах

Повышение качества работы в сфере управления, экономия управленческих затрат

Применение современных информационных технологий

Информационное обеспечение и автоматизация управления, вхождение в глобальные сети

Повышение качества и оперативности принимаемых решений и выполняемых работ

Экономическая организация управления

Комплексный анализ и реализация резервов эффективности; экономическое обоснование принимаемых решений; экономические методы управления

Рост эффективности производства, работ, инновационной деятельности; снижение производственных затрат

Интегрированное управление

Интеграция предприятия в хозяйственные структуры более высокого порядка (объединения, союзы, программы, в т.ч. международные

Решение проблем развития на основе привлечения внешних ресурсов (финансовых, материальных, информационных)

2. Механизм совершенствования систем управления

Объектами совершенствования (рационализации) управления на предприятиях обычно являются: организационная структура управления, система управления персоналом, технология и методы выполнения отдельных функций и работ в сфере управления, принятия управленческих решений, организация управленческого труда и т.д.

Возможно использование самых разнообразных форм деятельности по совершенствованию управления:

1. С точки зрения масштабов работы по рационализации это может быть совершенствование:

Функционального управления (форм и методов работы руководящего персонала предприятия, отдельных управленческих подразделений и служб);

Целевого управления (целевых подсистем управления: персоналом, качеством, ресурсами и т.д.);

Системы управления в целом.

2. С точки зрения субъекта рационализации совершенствование управления может осуществляться:

Собственными силами предприятия;

С привлечением сторонних организаций (консалтинговых, аудиторских, инновационных и других фирм) и лиц;

С использованием смешанных форм.

С точки зрения организационных форм работы по рационализации совершенствование управления может осуществляться:

Как текущая работа по управлению (совершенствование форм и методов управления в рамках отдельных подразделений и служб);

На плановой основе (с использованием текущих и перспективных планов, планов организационно-технических мероприятий, бизнес - планирования организационного развития);

С использованием программно-целевого управления (формирование и реализация соответствующих целевых программ предприятия, создание постоянных и временных органов, целевых или консультационных групп по управлению отдельными проектами, по решению отдельных проблем и т.д.);

С использованием специальных форм.

3. Инновационное развитие персонала управления

Как показывает изучение кадровых проблем предприятий в республике и за рубежом, центральной в настоящее время является проблема профессионального развития существующего кадрового управленческого потенциала, которое рассматривается как процесс подготовки работников к выполнению функциональных обязанностей и других работ на более высоком качественном уровне, выполнению новых, более сложных функций и решению новых задач, занятию новых должностей. В решении проблем профессионального развития управленческого персонала достаточно велика роль государства, государственной кадровой политики, основным объектом которой в настоящее время являются кадры государственного и хозяйственного управления.

Приоритетными направлениями государственной кадровой политики в настоящее время являются: подбор руководящих кадров, способных по своим профессионально-деловым и личностным качествам решать проблемы социально-экономического развития; формирование резерва руководящих кадров и работа с резервом; мотивация и повышение эффективности работы руководящего кадрового корпуса; оценка и аттестация кадров; обучение управленческого персонала.

Важнейшей составной частью профессионального развития кадров и вместе с тем формой его проявления на уровне кадровой стратегии современного предприятия следует считать инновационное развитие персонала (ИРП) - непрерывный процесс приспособления, адаптации существующего кадрового потенциала предприятия к новым условиям функционирования производства, к его новым задачам - текущим и перспективным.

ИРП предполагает решение следующих задач: приобретение работниками новых знаний, умений и навыков в сфере своей непосредственной профессиональной деятельности или будущей, связанной с перспективами служебного роста работников; активизацию деятельности работников по использованию новшеств в различных сферах, способствующих повышению общей эффективности; повышение творческой активности работников в области создания новшеств. ИРП по своей сути выступает формой «мягкой» реструктуризации производственных систем и связано с современным этапом развития систем управления нововведениями на производстве.

ИРП тесно связано с концепцией обучающего предпринимательства, которое ориентировано на внутрифирменное управление инновационной деятельностью и рассматривается прежде всего как постоянный процесс приспособления персонала и организации к внешней среде, предполагает различные формы обучения персонала, которые отличаются от традиционного образования и основаны на преодолении психологических барьеров и стереотипов при внедрении инноваций.

Можно выделить следующие основные и взаимосвязанные функции инновационного развития кадров предприятия:

ь планирование инновационного развития персонала, учитывающее перспективы предприятия и профессионального развития кадров;

ь формирование перспективных (инновационных) требований к кадрам;

ь создание условий для инновационного развития персонала (организационно-технических, экономических, социальных, психологических);

ь инновационное обучение персонала;

ь оценка и анализ эффективности работы и инновационной активности кадров, принятие на этой основе соответствующих решений.

Комплекс условий, способствующих ИРП, выступает в качестве мотивов инновационного развития и деятельности. Их отсутствие может порождать социально-психологические барьеры на пути нововведений. Важное значение имеет подготовка персонала к новым условиям работы, поддержка инициативы работников со стороны руководства, в том числе психологическая, применение методов разрешения конфликтов и т.д.

Важным элементом управления ИРП является оценка инновационной активности кадров: степени их участия в решении проблем развития предприятия, использования в деятельности более совершенных форм и методов работы, творческой активности - научной, технической и т.д., повышения квалификации, переподготовки и их результатов.

Центральное место в ИРП на производстве занимают вопросы профессионального развития руководящего состава предприятий, прежде всего первых лиц, а также резерва руководящих кадров, который в соответствии с нормативными документами, действующими в РБ, должен формироваться во всех организациях государственной формы собственности, а также в системе государственных органов. Так, в качестве основных форм подготовки резерва руководящих кадров к планируемой к замещению должности, их профессионально-должностного развития могут быть рекомендованы:

Обучение резерва;

Самообразование;

Участие в разработке системных предложений по совершенствованию деятельности предприятия;

Привлечение к организации и участию в работе различных совещаний, семинаров, советов, к выступлениям с докладами;

Подготовка аналитических обзоров по актуальным проблемам;

Стажировка на должностях, аналогичных планируемой к замещению, в том числе на других предприятиях;

Временное замещение руководящей должности;

Привлечение лиц, состоящих в резерве, к преподавательской работе в системе повышения квалификации и переподготовки кадров;

Изучение личностных качеств работника и реализация мероприятий упреждающей адаптации к планируемой должности.

Дальнейшее формирование руководителя как личности - это чаще всего самообучение, саморазвитие.

Важным элементом в реализации образовательных программ является оценка эффективности и качества обучения управленческого персонала. Эффективность обучения определяется степенью достижения поставленных перед системой обучения целей.

Подобные документы

    Понятие и общая характеристика региональных образовательных систем, особенности функционирования и развития управления системой образования в новых социально-экономических условиях. Расчет экономической эффективности внедрения инновационных моделей.

    дипломная работа , добавлен 18.01.2013

    Роль инновационных образовательных учреждений в системе образования; изучение основ их государственной поддержки. Анализ деятельности Управления образования и науки Липецкой области. Разработка проекта "Образовательно-воспитательный комплекс КитЁЖ-Град".

    дипломная работа , добавлен 11.04.2015

    Государственная система управления образованием в Российской Федерации, ее организация и осуществление на региональном и муниципальном уровнях. Мероприятия по совершенствованию системы управления образованием, анализ эффективности ее деятельности.

    дипломная работа , добавлен 18.06.2014

    Государственная политика в сфере общего образования на территории г. Челябинска. Основные задачи деятельности Управления образования Тракторозаводского района, направления инновационных стратегий по дальнейшему развитию сферы образования в регионе.

    отчет по практике , добавлен 27.08.2012

    Характеристики процесса государственного управления. Подготовка и принятие политических и административных решений в процессе государственного управления. Этапы формирования, направления реализации, информационное обеспечение. Контроль за законностью.

    контрольная работа , добавлен 23.01.2017

    Государственная система управления образованием в Российской Федерации. Управление образованием на муниципальном уровне в российской образовательной системе. Проблемы внедрения инновационных форм управления муниципальным дошкольным образованием.

    дипломная работа , добавлен 24.06.2014

    Сравнительная характеристика различных систем государственного управления. Основные черты системы рациональной бюрократии Вебера. Характерные признаки системы чиновничества в государстве Шан Яна. Описание и оценка слабых и сильных сторон этих систем.

    реферат , добавлен 19.02.2012

    Основы формирования системы управления приграничной территорией, принципы и этапы данного процесса, задачи. Особенности и главные проблемы управления приграничным регионом, направления его совершенствования, оценка дальнейших перспектив и тенденций.

    курсовая работа , добавлен 13.05.2014

    Проблемные аспекты организации управления развитием территории. Основные закономерности и базовые принципы муниципального управления Одинцовского муниципального района. Этапы реализации комплексного проекта системы управления градостроительным развитием.

    дипломная работа , добавлен 31.03.2018

    Организационно-функциональная структура государственного управления. Цели и принципы государственного управления. Система функций, формы, методы и средства государственного управления. Характеристика структуры государственного управления и ее звеньев.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВОЛЖСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, ПЕДАГОГИКИ И ПРАВА

ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА

ИННОВАЦИИ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ В УСЛОВИЯХ РЫНКА

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Выполнил: Бондаренко Ирина Ростиславовна

Подпись __________________________________

Направление: 080500 Менеджмент

Курс 5, группа 5 ЗМ-1

Научный руководитель: к.э.н. Л.Л. Оганесян

Рецензент_________________________________

Подпись__________________________________

Волжский 2007 г.

ВВЕДЕНИЕ 2

1. АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УПРАВЛЕНИИ ПРОИЗВОДСТВЕНЫМ ПРОЦЕССОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ 6

1.1 Аспекты развития инновационной деятельности на предприятии 6

1.2 Классификация инновационных процессов на предприятии в современных условиях рынка 13

1.3 Стратегия инновационной деятельности на предприятии в управлении и производственном процессе 28

1.4 Управление инновациями в условиях рынка: государственное и на предприятии 32

2. АНАЛИЗ И ВЫБОР ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ К РЕАЛИЗАЦИИ МУП «ВОДОКАНАЛ» г. ВОЛЖСКОГО 41

2.1 Характеристика состава и деятельности МУП «Водоканал» 41

2.2 Экономическая оценка деятельности предприятия по осуществлению инновационных проектов 45

2.3 Стратегия предприятия по управлению отбором к реализации инновационных проектов 48

3. ПЛАНИРОВАНИЕ И РАСЧЕТ ОСНОВНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПО ВНЕДРЕНИЮ ИННОВАЦИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОЦЕССА ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ В МУП «ВОДОКАНАЛ» г. ВОЛЖСКОГО 57

3.1 Характеристика предлагаемого инновационного проекта по ультрафиолетовому облучению воды 57

3.2 Совершенствование в области управления и планирования инновационным процессом на предприятии 61

3.3 Финансовый план и риск инновационного проекта 64

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 75

ВВЕДЕНИЕ

Одной из приоритетных целей большинства стран мира является обеспечение долговременного экономического роста. Экономический рост сопровождается повышением эффективности производства, сокращением безработицы, стабильностью цен и расширением внешнеэкономических связей и другими положительными экономическими и социальными процессами. Эти цели экономического роста могут быть достигнуты при использовании во всех сферах хозяйственной деятельности достижений научно-технических новшеств, называемых инновациями. Несмотря на то, что Россия пока еще сохраняет инновационный потенциал, направленность этого потенциала на реализацию научных достижений в производстве и других сферах деятельности крайне мала. В промышленности России в 90-х годах резко снизилась инновационная активность. Удельный вес предприятий и организаций, осуществляющих разработку и использование нововведений, уменьшился. Таким образом, активизация инновационной деятельности в России является важнейшей предпосылкой использования научно-технического потенциала, роста конкурентоспособности промышленной продукции, выхода из экономического кризиса, повышения уровня жизни населения. На развитие инновационных процессов, на территории России, влияют различные группы факторов: экономические, технологические, политические, правовые, социально-психологические и организационно-управленческие.

Среди многих отраслей современной техники, направленных на повышение уровня жизни людей, благоустройства населенных мест и развития промышленности, водоснабжение занимает большое и почетное место.

Проблемы водоснабжения - это проблемы социально значимые. Предприятия, осуществляющие забор воды из водоисточников, ее очистку, по уровню решаемых задач и обороту денежных средств занимают одно из ведущих мест в регионе. А стало быть эффективность использования материальных ресурсов в данной отрасли так или иначе сказывается на общем уровне благосостояния и здоровья людей, проживающих на данной территории.

Макроэкономические изменения в Российской Федерации оказали влияние на сектор водоснабжения и канализации по разным направлениям. Былой хронический недобор налогов и дефицит бюджета препятствовали предоставлению правительством крупных субсидий, которые поддерживали функционирование систем водоснабжения на высоком научно-техническм уровне. В результате водоканалы - муниципальные предприятия, осуществляющие содержание и эксплуатацию систем водоснабжения - не имели достаточных финансовых ресурсов для обеспечения адекватного уровня содержания и так необходимых реконструкции и ремонта системы. Инвестиции в новые сооружения практически были остановлены. Финансовый голод привел к стойкому ухудшению качества и снижению безопасности услуг. В некоторых местах плохое состояние служб водоснабжения создает угрозу здоровью населения, аварийность в 2,5 раза больше, чем в странах Восточной Европы. Ненадежность оказания услуг водоснабжения породило общую неудовлетворенность со стороны населения, что требует активных реакционных мер по оптимизации и совершенствованию деятельности в данной сфере и подчеркивает ее насущную актуальность.

Технология очистки и подготовки питьевой воды включает в себя ее обеззараживание.

В современных условиях обеззараживание стало чуть ли не единственным обязательным процессом в многоступенчатой системе очистки воды питьевого водоснабжения. Коагулирование и фильтрование воды через песок освобождают ее от суспендированных примесей и частично снижают ее бактериальную загрязненность. Но только обеззараживанием воды можно на 98% очистить воду от патогенных (болезнетворных) микроорганизмов. В связи с этим поиск и внедрение наиболее рационального способа обеззараживания воды из проблемы просто актуальной переходит в раздел социально значимых.

Объектом дипломной работы является Муниципальное унитарное предприятие города Волжского «Водоканал».

Предметом дипломной работы выступает инновационные процессы на предприятии по совершенствованию эффективности предприятия в условиях рынка.

Цель дипломной работы достигается за счет решения следующих задач. Это прежде всего:

    определение направления развития инновационной деятельности на предприятии;

    раскрытии сущности инновационного процесса в современных условиях хозяйствования;

    определении подходов к регулированию инновационной деятельности;

    проведению экономической оценки деятельности фирмы по осуществлению инновационных проектов;

    реализации совершенствований в области управления и планирования инновационным процессом на предприятии;

    составлением финансового плана и снижению риска инновационного проекта.

Теоретической основой данной дипломной работы послужили труды российских и зарубежных ученых, таких как Борщевская В.И., Пронченко А.Г., Митин Н.Е., Горфинкель В.Я., Швандар В.А., Котлер Ф.и др., а также материалы периодической научной литературы журналов «Инновационный менеджмент», «Менеджмент в России и за рубежом», «Вопросы экономики» и пр., материалы производственно-хозяйственной деятельности МУП «Водканал» г. Волжского.

В процессе работы были использованы следующие методы: экономико-статистический, расчетно-конструктивный, балансовый, метод экспертных оценок.

Практическая значимость работы состоит в социально-экономическом обосновании внедрения инновационной технологии ультрафиолетового обеззараживания питьевой воды на предприятии для нужд города Волжского, что не только положительным образом скажется на финансовом состоянии предприятия, но и повысит качество предоставляемых услуг горожанам выводя производство на новый уровень социальной ответственности бизнеса.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, десяти параграфов, заключения, списка литературы из 45 источников и трех приложений. Работа содержит три рисунка, четырнадцать таблиц, общий объем составляет 76 страниц.

Во введении аргументируется актуальность выбранной темы дипломной работы, излагаются цель и задачи, которые были решены в ходе ее написания. В первой главе рассмотрены теоретические вопросы инновационной деятельности и аспекты ее развития.

Во второй главе дана характеристика исследуемого предприятия и произведен анализ возможных вариантов инновационных проектов к реализации в производстве.

В третьей главе определяется эффективность внедряемых инноваций экономико-математическим методом и внедренческие особенности управления внедрением проекта

В заключении представлены основные результаты и выводы которые были получены в ходе дипломного исследования..

1. АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УПРАВЛЕНИИ ПРОИЗВОДСТВЕНЫМ ПРОЦЕССОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Аспекты развития инновационной деятельности на предприятии

Инновационная деятельность предприятия направлена прежде всего на повышение конкурентоспособности выпускаемой продук-ции (услуг).

Конкурентоспособность - это характеристика товара (услуги), отражающая его отличие от товара-конкурента как по степени соот-ветствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовле-творение. Два элемента - потребительские свойства и цена - явля-ются главными составляющими конкурентоспособности товара (услуги). Однако рыночные перспективы товаров связаны не только с качеством и издержками производства. Причиной успеха или не-удачи товара могут быть и другие нетоварные факторы, такие, как рекламная деятельность, престиж фирмы, предлагаемый уровень обслуживания.

И все же, как ни важны внепроизводственные аспекты деятель-ности фирм по обеспечению конкурентоспособности, основой явля-ются качество и цена. Вместе с тем обслуживание на высшем уров-не создает большую привлекательность. Исходя из этого формулу конкурентоспособности можно представить в следующем виде:

Конкурентоспособность = Качество + Цена + Обслуживание.

Управлять конкурентоспособностью - значит обеспечивать оп-тимальное соотношение названных составляющих, направлять ос-новные усилия на решение следующих задач: повышение качества продукции, снижение издержек производства, повышение эконо-мичности и уровня обслуживания. Указанные составляющие конкурентоспособности являются много-факторными, и каждая из них может рассматриваться как сложный самостоятельный объект управления. В частности, на вели-чину издержек производства влияют стоимость и качество сырья, топлива, электроэнергии, покупных полуфабрикатов и комплек-тующих изделий, квалификация и уровень заработной платы произ-водственного персонала, производительность труда, издержки управ-ления и т.д. При этом в конечном счете возможность обеспечения необходимого уровня составляющих конкурентоспособность элемен-тов определяется такими базовыми производственными фактора-ми, как технический уровень производства, уровень организации производства и управления.

По существу, основа современной «философии успеха» заключа-ется в подчинении интересов фирмы целям разработки, производст-ва и сбыта конкурентоспособной продукции. На первый план ста-вится ориентация на долговременный успех и на потребителя. Безусловно, ориентация на потребителя выражает стремление фир-мы обеспечить себе наиболее надежный путь к достижению и под-держанию высокой прибыли. Финансовые результаты, например, многих японских компаний свидетельствуют, что именно эта философия в современных услови-ях ведет к обеспечению стабильного положения фирм на рынке, вы-сокой рентабельности их деятельности. Поэтому руководители ком-паний рассматривают вопросы прибыльности с позиций качества, потребительских свойств продукции, конкурентоспособности.

Для анализа положения изделия на рынке, оценки перспектив его сбыта, выбора стратегии продаж используется концепция «жиз-ненного цикла товара». Стратегия производства в зависимости от стадии жизненного цикла товара показана на рис. 1. Одновременная работа с товарами, находящимися на различных стадиях жизненного цикла, под силу лишь крупным компаниям. Не-большие фирмы вынуждены идти по пути специализации, т.е. выби-рают себе одно из следующих «амплуа».

Сегодняшняя активно развивающаяся экономика диктует фирмам и организациям такие условия, в которых, чтобы не остаться за бортом прогресса и бизнеса, они вынуждены постоянно эволюционировать. Происходящие в обществе изменения настолько глобальны, что на этот раз уже не обойтись простой реорганизацией труда. Сегодня, чтобы соответствовать времени, его нормам и веяниям, предприниматели должны уметь заинтересовать потенциального клиента, привлечь его новым продуктом или услугой, удержать. Этот вызов оказываются способными принять далеко не все предприятия.

Одной из основных причин тому является отсутствие сложившихся и устоявшихся традиций ведения бизнеса - то, чем так гордятся развитые страны. Это обстоятельство оказывается существенным тормозом, в особенности в долгосрочном периоде. Некоторая степень стихийности до сих пор присутствует в деятельности как развитых в экономическом плане организаций, так и начинающих фирм. Если на западе реализация любого проекта имеет в достаточной степени жесткий проверенный алгоритм, то в России, чаще всего, действуют «своим умом», полагаясь на собственный опыт и интуицию, которые, к слову сказать, не всегда оказываются достаточными, чтобы заменить научно обоснованные и апробированные методы ведения дела.

Именно такими вопросами разработки и внедрения новых проектов с точки зрения управления организацией и занимается инновационный менеджмент. Эта, сравнительно молодая дисциплина, уже показала себя как единственно возможный путь накопления и систематизации знаний и опыта по внедрению инноваций на предприятиях. Инновационный менеджмент помогает эффективно управлять процессами инновационной деятельности, связанными с созданием, освоением, производством, и распространением среди потребителей новых, прогрессивных продуктов и услуг.

Приемы инновационного менеджмента можно разделить на следующие группы.

  • 1. Приемы, воздействующие только на производство инновации.
  • 2. Приемы, воздействующие как на производство, так и на реализацию, продвижение и распространение инновации.
  • 3. Приемы, воздействующие только на реализацию, продвижение и распространение инновации.

Рассмотрим, какие же приемы инновационного менеджмента существуют:

Рис. 1.

Рассмотрим некоторые из приемов инновационного менеджмента.

1. Инновационный маркетинг.

Комплекс инновационного маркетинга включает разработку инновационной стратегии, анализ рынка и оперативный маркетинг. Подробно он будет рассмотрен в следующем разделе.

2. Бенчмаркинг

Бенчмаркинг представляет собой изучение деятельности хозяйствующих субъектов, прежде всего своих конкурентов, с целью использования их положительного опыта в своей работе. Он включает в себя комплекс средств, позволяющих систематически находить, оценивать все положительные достоинства чужого опыта и организовывать их использование в своей работе.

Понятие бенчмаркинг происходит от английского слова benchmark - репер, точка отсчёта, база сравнения. Встречающееся написание слова через тире - бенч-маркинг - допустимо, но не вполне корректно.

В целом бенчмаркинг направлен на изучение бизнеса. Применительно же к инновациям бенчмаркинг означает изучение бизнеса других предпринимателей с целью выявления основополагающих характеристик для разработки своей инновационной политики и конкретных видов инноваций.

3. Инжиниринг.

Выживание организаций в современных условиях возможно лишь при их адаптации и постоянном приспособлении к изменяющемуся окружению. Именно эти стратегические задачи и решаются при проектировании и развитии чего-либо нового в организации. Решение подобного рода задач в зарубежной литературе получило название инжиниринга. Сам по себе инжиниринг (англ. engineering - изобретательность, знание) означает инженерно-консультационные услуги по созданию новых объектов или крупных проектов. Инжиниринговая деятельность осуществляется как самими компаниями, так и многочисленными инжиниринговыми консультационными фирмами.

Инжиниринг инноваций - это комплекс работ по созданию инновационного проекта, включающий в себя создание, реализацию, продвижение и распространение определенной инновации.

Инжиниринг инноваций имеет свои специфические особенности, которые заключаются в следующем:

инжиниринг инноваций воплощается не в вещественной форме продукта, а в его полезном эффекте, который может иметь материального носителя (документация, чертежи, планы, графики и т. п.), а может не иметь (обучение персонала, консультации и т. п.) ;

инжиниринг инноваций является объектом купли-продажи, поэтому он должен иметь не только материализованную форму в виде имущества или имущественных прав, но и коммерческую характеристику;

инжиниринг инноваций в отличие, например, от франчайзинга и ноу-хау имеет дело с воспроизводимыми услугами, т. е. услугами, стоимость которых определяется затратами времени на их производство и поэтому имеющими множество продавцов. Франчайзинг же и ноу-хау связаны с реализацией новых, в данный момент невоспроизводимых знаний, которые имеют ограниченное число продавцов. На практике оказание инжиниринговых услуг зачастую сочетается с продажей ноу-хау. И иногда это ведет к смешению понятий «инжиниринговые услуги» и «обмен технологиями».

Инжиниринг включает в себя два принципиально разных подхода:

усовершенствование (улучшение показателей на 10-50%) ;

реинжиниринг (рост показателей на 100% и выше).

Для проведения инжиниринга инноваций необходимо предпринять следующее:

Провести предварительные исследования рынка и выберите перспективный сегмент рынка для нововведений.

Установить цели финансовых изменений на рынке и определить задачи, встающие перед инновациями.

Произвести технико-экономическое обоснование инновационного проекта.

Определить объем затрат всех видов ресурсов и численности работников, необходимых для создания проекта, а также определить сроки выполнения работ по проекту и его экономическую эффективность в целом.

Оформить инновационный проект в виде документа.

Проконсультировать исполнителей по всем позициям данного проекта.

В целом инжиниринг инноваций ставит своей задачей получение наилучшего экономического эффекта от вложения инвестиций в новый продукт и определение перспективных направлений инновационной деятельности.

4. Реинжиниринг.

Реинжиниринг представляет собой разновидность метода инжиниринга.

Американский ученый М. Хамлер, вводя в научный оборот термин «реинжиниринг», дал ему такое определение:

«Реинжиниринг - это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование деловых процессов для достижения резких, скачкообразных улучшений современных показателей деятельности компаний, таких как стоимость, качество, сервис и темпы».

Реинжиниринг в качестве приема инновационного менеджмента затрагивает инновационный процесс, направленный как на производство новых продуктов и операций, так и на их реализацию, продвижение и распространение.

В управлении инновацией реинжиниринг связан с определенной целью, стоящей перед инновацией: с текущей потребностью или со стратегической потребностью в нововведениях. Исходя из этого различают:

кризисный реинжиниринг;

реинжиниринг развития.

Кризисный реинжиниринг вызывается резким падением объема продаж инновации в связи со снижением спроса на него или в связи с падением имиджа его продавца. Такое положение является свидетельством тенденции к снижению конкурентоспособности товара на рынке, а возможно, и к банкротству продавца. Поэтому возникает потребность в немедленном проведении мероприятий по ликвидации наметившегося кризиса. Основными причинами такого кризиса можно считать:

неудовлетворенность покупателей доходностью и другими привлекательными качествами данной инновации;

изменение политики покупателей. В частности, поворот покупателей от сиюминутной финансовой выгоды к получению доходов в перспективе от инвестиций капитала в инновации;

несоответствие организации и управления хозяйственным процессом требованиям времени и рыночной ситуации (в большей степени из-за личных недостатков руководителя) ;

неэффективность бизнес-процесса инноваций.

Бизнес-процесс инноваций представляет собой действия управленческого персонала в хозяйственном процессе и выражается множеством видов организационно-управленческой деятельности внутри предприятия, каждый из которых имеет свой вход и выход. Иначе говоря, бизнес-процесс инноваций есть упорядоченная совокупность работ во времени и пространстве с указанием их начала и конца:


Рис. 2.

На рисунке видно, что бизнес-процесс инновации в упрощенном виде включает в себя три частных бизнес-процесса:

1) Бизнес-процесс заявки на инновацию.

Начинается с четкой формулировки идеи создания данной инновации и заканчивается перечнем конкретных требований, которым должен соответствовать новый продукт или новая операция

2) Бизнес-процесс производства инновации.

Начинается с получения заказа с указанием конкретных характеристик продукта или операции и заканчивается появлением самого продукта или операции в материализованной форме в виде вещи, готовой к продаже.

3) Бизнес-процесс реализации инновации.

Начинается с выставления ее на продажу и заканчивается самой продажей, а в отдельных случаях и послепродажным сервисным обслуживанием.

Реинжиниринг развития вызывается снижением объема продажи продукта (операции) в связи с тем, что действующая структура организации и управления хозяйственным процессом продавца по своему уровню развития уже достигла того определенного предела, выше которого продажа инновации невозможна.

Реинжиниринг развития рассчитан на внедрение инновации для перспективной перестройки бизнес-процесса и предполагает переход от бизнес-процесса к бизнес-процесс-реинжинирингу.

Бизнес-процесс-реинжиниринг представляет собой оптимизацию и управление хозяйственным процессом и может быть проведен следующими методами:

1) Ориентация на весь процесс.

Здесь действенный результат при перестройке бизнес-процесса достигается путем реорганизации всего процесса в целом, а не при решении отдельных задач и аспектов этого процесса.

2) Ориентация на качественный скачок.

В этом случае хозяйствующий субъект при перестройке бизнес-процесса ставит своей целью не устранение каких-то отдельных недостатков в работе, а революционный прорыв (скачок) в технологии производства и продажи продукта.

3) Ликвидация закомплексованности в бизнесе.

Использование данного метода предполагает отказ от устоявшихся правил работы, от ранее незыблемых принципов ведения хозяйственного процесса и переход к новым технологиям бизнеса.

4) Использование эффективных технологий в бизнесе.

Этот метод направлен на применение более результативных форм рекламы и СМИ, которые соответствуют новым целям работы в современных условиях и в конкретной ситуации. Сюда можно отнести использование сети Интернет, консультации в СМИ, миниконференции по инновации (на предприятии, по телевидению, по радио) и др.

На основе международного опыта для осуществления среднего проекта выделяют следующих участников реинжиниринга компании:

Лидер проекта - член высшего руководства компании, который возглавляет организацию и проведение реинжиниринга.

Владельцы процессов - менеджеры, отвечающие за обновляемые процессы.

Главный методист - специалист компании, отвечающий за развитие методик и инструментариев поддержки реинжиниринга, а также координирующий выполнение различных проектов в рамках этой кампании.

Команда реинжиниринга - группа специалистов (сотрудники компании, а также эксперты и разработчики, приглашенные со стороны) для проведения реинжиниринга выбранного процесса.

Комитет наблюдателей. Образуется из представителей высшего руководства компании. Основная цель комитета - определение общей стратегии по реинжинирингу и контроль выполнения работ по проекту.

На сегодняшний день неудачей заканчивалась реализация примерно половины проектов по реинжинирингу. Причины неудач и факторы, способствующие успеху, постоянно исследуются. Исследователи отмечают такие факторы успеха как:

мотивация проекта, заинтересованное и компетентное руководство;

поддержка сотрудников, четко определенные роли и обязанности;

понятность (прозрачность) проекта, осязаемые результаты и приемлемый риск;

фокусирование на приоритетных целях и автономный бюджет проекта;

технологическая поддержка и консультационное сопровождение.

5. Бранд инновации.

Бранд инновации определяют как систему характерных свойств нового продукта или операции, которая формирует сознание потребителя и определяет на рынке место этой инновации, а также ее производителя или продавца.

Причиной выхода инновации на рынок является жесткая конкуренция между хозяйствующими субъектами. Успех победы в этой конкурентной борьбе во многом определяется правильно разработанной бранд-стратегией и эффективностью ее применения.

В широком понимании бранд-стратегия означает комплексную проработку имиджа хозяйствующего субъекта на основе продвижения его брандов на рынке. В основе бранд-стратегии лежит разработка и движение бранда как целостного маркетингового комплекса по созданию дополнительных конкурентных преимуществ у данного предпринимателя на рынке.

Как прием менеджмента инноваций бранд-стратегия означает управление процессом реализации на рынке новых продуктов и операций на основе продвижения брандов инноваций.

Конкурентные преимущества, которые дает разработка и использование эффективной бранд-стратегии следующие:

  • 1. Бранд создает естественную преграду на пути конкурентов: он вынуждает их инвестировать капитал в исследование рынка, проведение маркетинговых исследований, прибегать к бенч-маркингу, к разработке рекламных компаний, своего бранда и т. п.
  • 2. Наличие эффективного бранда облегчает «выброс» на рынок новых продуктов и операций (технологий), захват новых ниш на отечественном рынке, захват зарубежных рынков и т. п.
  • 3. Бранд дает предприятию дополнительное время для реинжиниринга, то есть для перестройки его деятельности на рынке в условиях кризиса. Однажды сформированный эффективный брэнд поможет защитить долю на рынке без больших затрат на рекламную кампанию и без резкого снижения цен на продукт.
  • 6. Ценовое управление.

Ценовой прием управления в инновационном менеджменте представляет собой способ воздействия механизма цен на реализацию инновации.

Ценовой прием управления включает в себя два основных элемента:

  • 1. ценообразующие факторы, действующие на стадии производства инновации;
  • 2. ценовую политику, применяемую при реализации, продвижении и распространении инновации.

Ценообразующие факторы при производстве нового продукта или операции бывают внешними и внутренними, однако решающее значение имеют именно внешние факторы.

Внешние ценообразующие факторы отражают влияние внешней среды по отношению к производителю или продавцу инноваций. К таким факторам относятся оптимальный (наиболее реально реализуемый) спрос покупателей на конкретную инновацию, платежеспособность этих покупателей. Это дает возможность установить максимальный уровень спроса на данную инновацию и учесть его при изменении различных характеристик инновации и др.

Внутренние ценообразующие факторы отражают финансовую и производственную деятельность производителя инновации или ее продавца. К таким факторам относятся себестоимость отдельных видов продукта, имеющих вещную форму, затраты продавца на продажу инновации, объем выручки (или прибыли), который необходимо получить от реализации инновации, и др.

Ценовая политика представляет собой систему основных принципов и правил, используемых для установления цен.

Хорошо продуманная ценовая политика играет чрезвычайно важную роль при продвижении и распространении инновации.

При разработке ценовой политики необходимо учитывать влияние внешних и внутренних факторов. К внешним факторам ценовой политики относят: изменение спроса покупателей, их интересов и привычек, активность поведения конкурентов на рынке, изменения в экономической политике государства и в политике местных органов власти в отношении налогов, сборов, ставок и условий аренды и т. п. Внутренние факторы ценовой политики включают в себя

стремление не столько увеличить свой доход, сколько поднять свой имидж и рейтинговую оценку (т. е. работа на перспективу),

стремление предприятия уклониться от обвинения в монополии на рынке,

заинтересованность его в увеличении своей доли на рынке, увеличении поступления денежных средств от реализации инноваций,

стремление избежать банкротства и др.

При разработке ценовой политики необходимо:

Определить цели ценовой политики в отношении конкретной инновации.

Оценить спрос на инновацию в данный период времени и в перспективе с учетом изменений условий хозяйственной ситуации.

Проанализировать оценить производственный и экономический потенциал предприятия.

Изучить работу конкурентов, их цены, характеристики продукта и т. п.

Примеры направлений ценовой рыночной стратегии в отношении реализации инновации:

Не снижать цены на конкретную инновацию ниже общей величины затрат на ее производство, реализацию и оптимального уровня рентабельности.

Стремление к обеспечению цен ниже цен конкурентов на аналогичный продукт.

Ориентировка на цены конкурентов.

Увеличение объема реализации инноваций за счет более низких цен или лучших условий вложения капитала в них покупателями инновации и др.

7. Фронтирование рынка.

Фронтирование рынка или фронтинг (от англ. front - «выходить на») - это операция по захвату рынка другого хозяйствующего субъекта или зарубежного рынка.

8. Мэрджер.

Мэрджер - поглощение одной компанией, фирмой другой, при котором последняя теряет статус корпорации. Новая компания при этом не возникает.

Инновации , или нововведения, — это создаваемые (осваиваемые) новые или усовершенствованные технологии, виды товарной продукции или услуг, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, способствующие продвижению технологий, товарной продукции и услуг на рынок.

Деятельность, обеспечивающая создание и реализацию инноваций, носит название инновационной деятельности . В зависимости от объектов инновационной деятельности на производстве можно выделить следующие виды инноваций :

  • продуктовые — новые товары и услуги;
  • маркетинговые — новые рынки, способы продвижения товаров на рынок, сбытовой деятельности и т.д.;
  • технические — новые или более совершенные виды средств труда;
  • технологические — новые материалы, технологические процессы, приемы и методы работы и т.д.;
  • организационные — новые решения в области организации производства, управления, труда;
  • социальные — повышающие уровень социального развития и социального обеспечения работников производства;
  • комплексные — новые решения, обеспечивающие комплексный подход к развитию и совершенствованию различных элементов производственной системы.

В зависимости от значимости инноваций для производства их можно подразделить на крупные, средние и мелкие. Так, крупные технические инновации основаны на открытиях и крупных изобретениях и формируют новые поколения техники; средние служат базой для создания новых моделей и модификации существующей техники, а также расширяют область их применения; мелкие улучшают производственные или потребительские параметры существующей техники на основе использования мелких изобретений и рационализаторских предложений.

Как и любой производственный процесс, инновационная деятельность требует для своего эффективного осуществления управления этой деятельностью. Управление инновациями на современном производстве — это важнейшая составная часть управленческой деятельности вообще связанная с обеспечением развития производства, совершенствованием всех его элементов и подсистем.

Управление инновациями предполагает формирование соответствующей системы управления, т.е. форм и методов управления инновационной деятельностью, которые в значительной мере определяются характером осуществляемых нововведений.

Центральное место среди последних занимают продуктовые инновации , определяющие в конечном счете содержание работ по созданию других видов инноваций. Вместе с тем, в настоящее время все большее и самостоятельное значение приобретают инновации в других областях, прежде всего, в социальной, что связано с необходимостью создания «потенциала успеха» для решения проблем, которые могут возникнуть в будущем.

Рис. 1 Функции управления инновациями

В соответствии с этапами хозяйственного цикла современного предприятия, к функциям управления инновациями (в основе которых лежат инновации продуктового типа), которые неразрывно связанным с функциями управления производством в целом, следует отнести (см. рис. 1): анализ внешней и внутренней среды предприятия, разработку стратегии, управление научными исследованиями и разработками (ИР), управление освоением и производством, управление реализацией (сбытом, обращением). Данные функции фактически отражают инновационный цикл современного предприятия, т.е. комплекс работ по созданию и реализации нововведений.

Основное направление анализа внешней среды — исследование рынка производимой продукции и оказываемых услуг (т.е. маркетинговые исследования); результатами такой работы обычно являются: формирование основных количественных и качественных требований к продукции (услугам), определение круга ее возможных потребителей, областей сбыта, форм и способов реализации. На данном этапе проводится также изучение возможностей предприятия по производству необходимых товаров (оказанию услуг), т.е. проведение анализа внутренней среды предприятия, подготовленности экономической, организационно-технической и социальной подсистем, разработка соответствующих рекомендаций. Имеющиеся противоречия между возможностями предприятия и требованиями внешней среды разрешаются на основе разработки и реализации стратегии предприятия.

Под стратегией предприятия в общем случае понимается совокупность перспективных целей его деятельности и способов их достижения. В состав перспективных целей включаются как общие показатели хозяйственной деятельности предприятий (рост прибыли, объема производства и продаж, увеличение доли на рынке и т.д.), так и инновационные задачи, затрагивающие различные стороны деятельности предприятия, которые подлежат изменению и совершенствованию.

На этапе научных исследований конкретизируются требования к качественным характеристикам продукции (услуг), выявляются возможности предприятия по реализации этих требований, определяются перспективы деятельности в этом плане. Предварительная материализация результатов научных исследований осуществляется на основе опытно-конструкторских, опытно-технологических работ и других разработок. Научные исследования и разработки, как правило, выполняются специализированными подразделениями предприятия (НИИ, конструкторско-технологическими бюро, лабораториями и т.д.). К их проведению могут привлекаться сторонние организации, составляющие научно-производственную инфраструктуру предприятий, включая научно- исследовательские институты и высшие учебные заведения. Наука в данном случае выступает и как источник инновационных идей, и как ресурс решения проблем, которые могут возникнуть в любом звене инновационного цикла.

Исследования и разработки связаны с интеллектуальной собственностью в виде открытий, изобретений, рационализаторских предложений. Защита интеллектуальной собственности осуществляется патентованием изобретений, регистрацией стандартов на продукцию предприятия, торговых марок, реализацией авторских прав и т.п.

Управление освоением и производством новой продукции предполагает выполнение комплекса функций, связанных с развертыванием производства новой или модернизированной продукции, обеспечением нормального хода производственного процесса и его обслуживанием. Особое значение на этапе производства имеют вопросы обеспечения выпуска продукции в соответствии с выработанными на предыдущих этапах требованиями.

Управление реализацией обычно предусматривает решение задач «продвижения» товаров и услуг (реклама, «паблик рилейшнз», персональные продажи, стимулирование сбыта и др.), «товародвижения» (движение товаров и услуг от производителей к потребителям, включая заключение договоров на поставку), послепродажного обслуживания, регулирования цен, контроля за использованием (потреблением) и т.д. Через функции реализации и исследования рынка осуществляется «обратная связь» между производителем и потребителем, которая обеспечивает непрерывность инновационного цикла. Этим инновационный цикл отличается, в частности, от комплекса работ по подготовке производства новых изделий, который заканчивается освоением их в производстве.

  • управление НИР и разработками;
  • технические функции, они обеспечивают решение комплекса вопросов, связанных с техническим и технологическим обеспечением инновационной деятельности, в том числе основного и вспомогательных производств, сферы управления, всех хозяйств и служб предприятия, участвующих в освоении новых изделий. Основным содержанием технических функций управления продуктовыми инновациями являются конструкторская, технологическая, транспортная, складская, метрологическая и другие виды подготовки производства;
  • экономические функции управления инновациями, разработку планов производства новой, они предполагают: проведение маркетинговых исследований продукции, определение необходимого объема капитальных вложений, расчет затрат на производство, расчет экономических норм и нормативов, доходов и прибыли, формирование системы учета выпуска продукции (и других работ, выполняемых в инновационном цикле), решение вопросов оплаты труда, его материального стимулирования; организационные функции — это решение вопросов организации производства новой продукции (организации рабочих мест, бригад, участков, цехов, производств), организации труда работников и коллективов, организации управления производством, кадрового обеспечения производства;
  • социальные функции предусматривают подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, создание нормального социально-психологического климата в коллективах, улучшение условий труда и быта работников, преодоление социально-психологических барьеров, препятствующим нововведениям.

При этом используются следующие способы: подготовка персонала (обучение, совместное обсуждение стоящих проблем, создание необходимых условий труда); стимулирование активности (материальное и моральное); финансовая, организационная и психологическая поддержка творческой активности и инициативы со стороны руководства; использование способов разрешения конфликтов.

В числе мер финансовой поддержки нововведений на фирмах экономически развитых стран используются особые формы планирования бюджета отдельных производственных подразделений. Только после того, как новая продукция успешно продается на рынке в течение двух или более лет, данные о ней включаются в отчетность соответствующего подразделения, чтобы не снижать его показатели в период освоения новшеств.

Организационная поддержка инновационной деятельности тесно связана с реализацией организационных функций управления нововведениями, которые могут осуществляться:

  • в рамках существующей системы управления предприятием;
  • на программно-целевой основе (разработка и реализация целевых программ предприятия, создание целевых групп по решению конкретных проблем и т.д.);
  • с использованием дивизиональных структур (формирование в той или иной степени самостоятельных производственных и управленческих подразделений, ответственных за коммерческий успех новшеств на конкретном рынке);
  • в рамках научно-производственных объединений различного типа, в том числе сетевых структур;
  • с использованием договорных отношений с предприятиями, организациями, составляющими научно-производственную инфраструктуру (научно-исследовательскими организациями, высшими учебными заведениями, аудиторскими, консалтинговыми, инновационными и другими фирмами), отдельными лицами;
  • с использованием услуг в различных формах высококвалифицированных специалистов-консультантов;
  • в рамках системы управления качеством, обеспечивающей реализацию инновационного цикла по совершенствованию конкретных видов продукции.

В реализации различных функций управления инновациями особое место принадлежит субъектам управления инновациями . В общем случае, такими субъектами (субъектами реализации отдельных инновационных функций) могут выступать: руководители различного уровня, выполняющие общие функции управления в рамках инновационного цикла; менеджеры по инновациям, отвечающие за реализацию инновационного цикла по различным видам новшеств; конструкторские и технологические подразделения; подразделения подготовки производства, координации работ; служба управления качеством; специальные конструкторские и (или) технологические бюро с опытным производством; другие научно-производственные фирмы, научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения и т.д.

В связи с возрастанием роли управленческой деятельности, особое значение для повышения ее эффективности приобретают инновации в сфере управления предприятием (организацией).

Объектами инновационной деятельности в этой сфере (объектами совершенствования управления) обычно выступают: структура управления предприятием, система работы с кадрами, маркетинг, методы выполнения управленческих работ и организация труда работников управления, использование современных информационных технологий на базе современной компьютерной техники и коммуникационных средств.

Инновационный цикл в сфере управления предполагает проведение научных исследований, разработок, их реализацию (использование) и контроль за результатами применения. При этом возможно использование самых разнообразных форм развития этой деятельности:

  • функционального управления (форм и методов работы руководящего персонала предприятия, отдельных управленческих подразделений и служб);
  • целевого управления (целевых подсистем управления: персоналом, инновациями, качеством, ресурсами и т.д.);
  • системы управления в целом (комплексная рационализация управления).

С точки зрения субъекта рационализации совершенствование управления может осуществляться собственными силами предприятия, с привлечением сторонних организаций и лиц, с использованием смешанных форм. Работы по рационализации управления могут осуществляться:

  • как текущая работа по управлению (совершенствование форм и методов управленческой работы в рамках отдельных подразделений и служб);
  • на плановой основе (с использованием текущих и перспективных планов, в том числе планов организационно-технических мероприятий, бизнес-планирования организационного развития);
  • с использованием программно-целевого управления;
  • с использованием специальных форм.

Особое место в деятельности по рационализации управления принадлежит планомерной и периодически проводимой работе по комплексному анализу и совершенствованию системы управления. В числе известных и практически реализуемых методов в данной области можно назвать метод организационного анализа системы управления под названием «ИНТРОСПЕКТ», применяемый в компании «Дженерал электрик». Он позволяет сократить расходы на управление, уменьшить дублирование и «фрагментарность» работ исполнителей, отрегулировать загруженность руководителей, разработать рациональную структуру занятости и распределения функций между сотрудниками в связи с изменением структуры и масштабов деятельности организации.

Своеобразный опыт повышения активности служащих в области подготовки предложений для организационных изменений накоплен на японских предприятиях. Используются такие методы, как «план предложений» — или «ящик предложений»; «организационное развитие»; «кружки качества» и другие малые самоуправляемые группы на различных уровнях управления.

В настоящее время на фирмах и корпорациях развитых стран уделяется все большее внимание инновационному менеджменту как современной форме управления инновационной деятельностью. Под инновационным менеджментом понимается, с одной стороны, управление инновациями во всех сферах деятельности, комплексное обоснование принимаемых инновационных решений; с другой — управление творческой, инновационной активностью работников. В инновационном менеджменте значительное место отводится мотивации инновационной деятельности сотрудников, прежде всего материальной мотивации.

Система оплаты инновационной деятельности должна учитывать ее специфику, связанную с риском. В этой сфере должны работать способные люди, которых необходимо особым образом вознаграждать за работу, результаты которой могут проявиться лишь через несколько лет. Например, в компании «ЗМ» обещают работнику, успешно развивающему новый рынок, пост главы нового предприятия с соответствующим вознаграждением. Известным способом мотиваций инновационной активности является обязательство предоставлять в случае успеха долю в будущих прибылях от реализации новшеств на рынке.

– системность и технологичность производственных и управленческих инноваций

– этапы метода системной технологии инновационного управления производством

– соответствие Принципу системности управления

– соответствие Закону системности управления

– соответствие Закону развития систем управления

– соответствие Принципам развития систем управления

Системность и технологичность производственных и управленческих инноваций . Инновации, как известно, трудно воспринимаются в отличие от традиционных способов экстенсивного или интенсивного развития, несмотря на то, что инновация способствует опережающему развитию производства в целом или части производства.

Основная причина – как правило, инновации нетехнологичны и несистемны для сложившегося производства и для общепризнанных тенденций его развития. В отличие от инноваций традиционные способы экстенсивного или интенсивного развития технологичны и системны для существующего производства. В свою очередь инновация технологична и системна для некоторого другого производства , которое станет производством будущего для определенной производственной системы настоящего времени при внедрении данной инновации. Создание в процессе инженеринга проектов внедрения инноваций без учета этих их качеств может привести к разрушительным последствиям для производственной системы настоящего.

Поэтому одна из ключевых проблем внедрения инновации , которую призван разрешить целостный инженеринг, – отсутствие системности и технологичности для совокупности «производство настоящего – инновация – производство будущего».

Ключевой задачей инновационного управления является создание отношений системности и технологичности в совокупности «производство настоящего – инновация – производство будущего». Решение этой задачи явится ключом к построению и осуществлению проектов опережающего развития данного производства.

Вполне очевидно, что решение этой задачи требует привлечения управленческих инноваций, которые можно разработать на основе метода системной технологии. Как уже отмечалось, метод системной технологии является общей моделью целостности для триады моделей систем «инновационное управление производством, опережающее развитие производства, инновационный потенциал производственной системы».

Этапы метода системной технологии инновационного управления производством . Рассмотрим метод системной технологии инновационного управления, направленный на производство и реализацию инноваций в производственной системе. Как правило, при целостном инженеринге этот метод можно рекомендовать для практической реализации инноваций любых производственных систем – информационных, материальных, финансовых, энергетических, образовательных и других.



Этап 1 исходного варианта проблемы, задачи, результата, стратегии, миссионерской и собственной целей системы инноваций .

Этап 2 рабочего варианта проблемы, задачи, результата, стратегии, миссионерских и собственных целей системы инноваций .

Этап 3 . Разработка для данной системы инновационного управления исходного варианта принципа системности управления

Этап 4 . Выбор для данной системы инновационного управления одной модели системы или некоторой совокупности моделей систем, соответствующих системе инноваций, для описания рабочего варианта принципа системности управления .

Этап 5 . Разработка для данной системы инновационного управления исходных вариантов правил Закона системности управления

Этап 6 . Выбор для данной системы инновационного управления одной модели системы или некоторой совокупности моделей систем, соответствующих системе инноваций, для описания рабочих вариантов правил Закона системности управления .

Этап 7 . Разработка для данной системы инновационного управления исходных вариантов правил Закона развития систем управления , соответствующих системе инноваций.

Этап 8 . Выбор для данной системы инновационного управления одной модели системы или некоторой совокупности моделей систем, соответствующих системе инноваций, для описания рабочих вариантов правил Закона развития .

Этап 9 . Разработка для данной системы инновационного управления исходных вариантов принципов развития систем управления , соответствующих системе инноваций.

Этап 10 рабочих вариантов принципов развития систем , соответствующей системе инноваций.

Этап 11 . Разработка для данной системы инновационного управления исходного варианта метода системной технологии управления , соответствующего системе инноваций.

Этап 12 . Выбор для данной системы инновационного управления одной модели системы или некоторой совокупности моделей систем для описания рабочего варианта метода системной технологии , соответствующего системе инноваций.

Этап 13 . Разработка для данной системы инновационного управления проекта системной технологии управления для решения конкретной проблемы, задачи управления, для достижения конкретной цели управления, соответствующего системе инноваций.

Этап 14 . Практическое использование проекта системной технологии управления в данной системе инновационного управления.

Этап 15 . Корректировка этапов 1 – 14 по результатам практического применения системной технологии управления в данной системе инновационного управления.

Также как и в общем случае применения метода системной технологии управления, в данном случае можно применить ключевую процедуру «от исходной формулы через нахождение общей модели системы к рабочей формуле»:

13) разработка для данной системы инновационного управления исходной формулы компонента системной философии, соответствующей системе инноваций, производством и осуществлением которой призвана управлять данная система инновационного управления,

14) постановка и решение для данной системы инновационного управления задачи нахождения общей модели системы компонента системной философии, соответствующей системе инноваций, производством и осуществлением которой призвана управлять данная система инновационного управления, и, далее,

15) разработка и применение для данной системы инновационного управления рабочей формулы компонента системной философии, соответствующей системе инноваций, производством и осуществлением которой призвана управлять данная система инновационного управления.

Соответствие Принципу системности управления . Сформулируем общие правила и принципы методик построения инновационного управления, используя Принципы и Законы системной философии.

Будем рассматривать следующую совокупность систем:

идея опережающего развития производства – системный принцип устройства производства будущего (или его части), реализуемый с помощью определенной системы инноваций;

система инноваций – система развивающих воздействий на производство, формируемых и осуществляемых инновационным управлением с целью реализации определенной идеи опережающего развития;

общая идея опережающего развития производства – общая система идей опережающего развития, рассчитанная на создание и реализацию в производстве множества систем инноваций;

система-субъект инновационного управления – часть системного управления производством, предназначенная для реализации идеи опережающего развития с помощью определенной системы инноваций;

инновационное управление производством – системный процесс, осуществляемый системой-субъектом инновационного управления;

система-объект инновационного управления – производство настоящего, как система-объект внедрения инноваций;

система-результат инновационного управления – производство будущего, в котором осуществлена идея опережающего развития;

триада инновационного управления – «система-субъект, система-объект, система-результат инновационного управления»;

производственная система инновационного управления – триада инновационного управления.

Согласно Принципу системности управления :

«общая и частные идеи опережающего развития должны быть представимы общей моделью системы» и

«для формирования и осуществления системы инноваций система инновационного управления должна разработать и применить общую модель системы, соответствующую идее опережающего развития, для описания совокупности «производство настоящего – система инноваций – производство будущего» и каждой части этой совокупности».

Остальные условия обеспечения системности инноваций могут быть сформулированы очевидным образом, если использовать в качестве основы данные условия и Принцип системности управления .

Соответствие Закону системности управления.

Согласно правилу модели триады Закона системности управления:

«триада инновационного управления формируется и реализуется в среде функционирования определенной совокупности триад систем управления.

Не менее чем одна из моделей триад систем управления указанной совокупности является наилучшей, в смысле соответствия общей идее опережающего развития, в качестве общей модели триады инновационного управления».

Согласно правилу модели системы Закона системности управления:

«каждая система триады инновационного управления – система-объект, система-субъект, система-результат, формируется и реализуется в присущей ей среде функционирования определенной совокупности систем управления.

Не менее чем одна из моделей систем управления указанной совокупности является наилучшей, в смысле соответствия общей идее опережающего развития, в качестве общей модели определенной системы, принадлежащей триаде инновационного управления».

Согласно правилу взаимодействия внутренней и внешней сред Закона системности управления:

«каждая система триады инновационного управления – система-объект, система-субъект, система-результат, формируется и реализуется как совокупность способов и средств осуществления упорядоченного взаимодействия идей внутренней среды данной системы с идеями внешней среды данной системы в смысле соответствия общей идее опережающего развития.

Идеи внутренней среды – это идеи опережающего развития, присущие частям данной системы инновационного управления.

Идеи внешней среды – это идеи опережающего развития, присущие системам инновационного управления, не входящим в данную систему.

Триада инновационного управления, в свою очередь, формируется и реализуется как совокупность способов и средств осуществления упорядоченного взаимодействия, в смысле соответствия общей идее опережающего развития, идей внутренней среды данной триады с идеями внешней среды данной триады.

Идеи внутренней среды триады – это идеи опережающего развития системы-субъекта, системы-объекта и системы-результата.

Идеи внешней среды – это идеи, присущие системам управления, не входящим в данную триаду».

Согласно правилу расширения границ Закона системности управления .

«идеи внутренней среды и идеи внешней среды триады инновационного управления оказывают взаимное влияние друг на друга по каналам взаимодействия, находящимся за пределами границ сферы влияния данной триады инновационного управления.

Это обстоятельство вынуждает триаду инновационного управления расширять границы сферы своего влияния и оказывать влияние, в смысле соответствия присущей ей идее опережающего развития, на формирование и осуществление идей опережающего развития систем, не входящих в данную триаду, с целью собственного выживания, сохранения и развития.

В свою очередь, идеи внутренней среды элементов и идеи внешней среды каждой системы триады инновационного управления (системы-субъекта, системы-объекта, системы-результата) оказывают взаимное влияние друг на друга по каналам взаимодействия, находящимся за пределами границ сферы влияния этой системы.

Это обстоятельство вынуждает каждую систему триады инновационного управления расширять границы сферы своего влияния и оказывать влияние, в смысле соответствия присущей ей идее опережающего развития, на формирование и осуществление идей опережающего развития систем, не входящих в данную систему, с целью собственного выживания, сохранения и развития».

Согласно правилу сужения проницаемости Закона системности управления:

«триада инновационного управления является своего рода «проницаемой оболочкой»: через нее осуществляются взаимные влияния идей опережающего развития внутренней и внешней сред триады в пределах границ сферы влияния данной триады как регламентированные, так и нерегламентированные при ее формировании и реализации.

Наличие нерегламентированных взаимных влияний идей опережающего развития внутренней и внешней сред приводит к искажению идеи опережающего развития, присущей данной триаде инновационного управления, в смысле соответствия общей идее опережающего развития.

Это вынуждает данную триаду инновационного управления сужать свою проницаемость для обеспечения соответствия своей идеи опережающего развития общей идее опережающего развития.

В свою очередь, каждая система, входящая в триаду инновационного управления (система-объект, система-субъект, система-результат), также является своего рода «проницаемой оболочкой»: через нее осуществляются взаимные влияния идей опережающего развития внутренней и внешней сред данной системы в пределах границ ее сферы влияния как регламентированные, так и нерегламентированные при ее формировании и реализации.

Наличие нерегламентированных взаимных влияний идей опережающего развития внутренней и внешней сред приводит к искажению идеи опережающего развития, присущей данной системе, в смысле соответствия общей идее опережающего развития.

Это вынуждает данную систему сужать свою проницаемость для обеспечения соответствия своей идеи опережающего развития общей идее опережающего развития».

Согласно правилу жизненного цикла Закона системности управления:

«идеи опережающего развития, присущие системам, составляющим внешнюю и внутреннюю среды инновационного управления, а также идеи опережающего развития, присущие триаде инновационного управления и идеи опережающего развития, присущие каждой из ее систем, могут находиться на разных стадиях своих жизненных циклов – от замысла до старения и вывода из сферы использования (эксплуатации), независимо от стадии жизненного цикла данной системы инновационного управления».

Согласно правилу «разумного эгоизма» Закона системности управления:

«каждая система инновационного управления (и каждая ее часть) преследует цели собственного выживания, сохранения, развития (собственные цели), которые отличаются от тех целей инновационного управления, для достижения которых среда формирует систему инновационного управления (миссионерские цели).

Идея системы инновационного управления (как и идея каждой ее части) должна быть представлена ДНИФ-моделью разума, чтобы обеспечивать реализацию идеи опережающего развития. Выход за пределы ДНИФ-модели разума (за пределы разумного эгоизма) ведет к разрушению системы инновационного управления или ее элемента за счет соответствующей реакции среды».

Согласно правилу трех триад Закона системности управления:

«в идее опережающего развития, присущей любой системе инновационного управления, содержится идея системы-результата, так как она является продуктом деятельности некоторой системы, проектирующей и реализующей данную систему инновационного управления.

В идее опережающего развития, присущей любой системе инновационного управления, содержится идея системы-объекта, так как она производит и реализует продукты своей управленческой деятельности в виде инновационных управленческих решений, проектов, программ, политик.

В идее опережающего развития, присущей любой производственной системе инновационного управления, содержится идея системы-субъекта, так как она воздействует хотя бы на одну другую систему.

Следовательно, при формировании и реализации идеи опережающего развития, присущей каждой системе инновационного управления, необходимо использовать модели идей опережающего развития, присущие не менее чем трем триадам систем управления, в смысле соответствия общей идее опережающего развития».

Соответствие Закону развития систем управления .

Согласно правилу единства поколений Закона развития систем управления:

«идеи опережающего развития, присущие предыдущему, настоящему и будущему поколениям системы инновационного управления, описываются одной общей моделью идеи опережающего развития национальной идеи.

Это правило распространяется на систему инновационного управления в целом, а также на каждую ее часть».

Согласно правилу развития внутреннего потенциала Закона развития систем управления:

«идея опережающего развития, присущая системе инновационного управления, обладает внутренним потенциалом – потенциалом влияния на выживание, сохранение и развитие системы инновационного управления.

Для выживания системы инновационного управления необходимо сохранить внутренний потенциал идеи опережающего развития, присущей данной системе инновационного управления, на определенном уровне.

Для сохранения системы инновационного управления необходимо развить имеющийся внутренний потенциал идеи опережающего развития, присущей данной системе инновационного управления, до более высокого уровня.

Для развития системы инновационного управления необходимо создать качественно новый внутренний потенциал идеи опережающего развития, присущей данной системе инновационного управления.

Модели сохранения, развития и качественно нового внутренних потенциалов идеи опережающего развития, присущей данной системе инновационного управления, должны соответствовать общей идее опережающего развития».

Согласно правилу гармонии развития Закона развития систем управления:

«идея опережающего развития, присущая каждому поколению системы инновационного управления, должна быть представима моделью гармоничной ДНИФ-системы, описывающей производственный потенциал будущего, как гармоничное сочетание духовного, нравственного, интеллектуального, телесного потенциалов, потенциалов душевного и телесного здоровья на основе приоритета духовности и нравственности комплексного потенциала производственной системы».

Согласно правилу развития внешнего потенциала Закона развития систем управления:

«идея опережающего развития, присущая системе инновационного управления, обладает внешним потенциалом – потенциалом влияния на выживание, сохранение и развитие среды системы инновационного управления, частью которой данная система является.

Для совместного выживания системы инновационного управления и среды необходимо сохранить внешний потенциал идеи опережающего развития, присущей данной системе инновационного управления, на определенном уровне.

Для совместного сохранения системы инновационного управления и среды необходимо развить имеющийся внешний потенциал идеи опережающего развития, присущей данной системе инновационного управления, до более высокого уровня.

Для совместного развития системы инновационного управления и среды необходимо создать качественно новый внешний потенциал идеи опережающего развития, присущей данной системе инновационного управления.

Модели сохранения, развития и качественно нового внешних потенциалов идеи опережающего развития, присущей данной системе инновационного управления, должны соответствовать общей идее опережающего развития производственной системы».

Согласно Закону технологизации Закона развития систем управления:

«для развития потенциала системы инновационного управления необходима технологизация процессов реализации идеи опережающего развития, присущей данной системе инновационного управления.

Технологизация – это, в данном случае, преобразование творческих процессов формирования и осуществления системы инноваций, направленной на реализацию идеи опережающего развития, осуществление которых доступно единицам, в технологии формирования и осуществления системы инноваций, направленной на реализацию идеи опережающего развития, доступные всем, а также обладающие свойствами массовости, определенности, результативности».

Согласно Закону неубывающего разнообразия Закона развития систем управления:

«для выживания идеи опережающего развития, присущей данной системе инновационного управления, не должно убывать разнообразие внутри видов идеи опережающего развития, соответствующих общей идее опережающего развития производственной системы.

Для сохранения идеи опережающего развития, присущей данной системе инновационного управления, должно возрастать разнообразие внутри видов идеи опережающего развития, соответствующих общей идее опережающего развития производственной системы.

Развитие потенциала идеи опережающего развития, присущей данной системе инновационного управления, возможно, только если будет качественно обновляться разнообразие внутри видов идеи опережающего развития, соответствующих общей идее опережающего развития производственной системы».

Соответствие Принципам развития систем управления .

Согласно принципу однозначного соответствия «цель – процесс структура» системного управления:

«для цели системного формирования и реализации определенной идеи опережающего развития, присущей данной системе инновационного управления, должны реализовываться процесс формирования и реализации системы инноваций, однозначно приводящий к реализации данной идеи опережающего развития, а также структура формирования и реализации системы инноваций, однозначно обеспечивающая реализацию данного процесса.

Инновационное управление системным формированием и реализацией определенной идеи опережающего развития производственной системы, описывается целостным развивающимся множеством таких соответствий «цель – процесс – структура целостного формирования и реализации системы инноваций».

Взаимно однозначное соответствие «цель – процесс – структура целостного формирования и реализации системы инноваций» должно соответствовать общей идее опережающего развития производственной системы».

Согласно принципу гибкости системного управления :

«в соответствии с требованиями внешней и внутренней сред системы инновационного управления должен быть сформирован регламент оптимальной перестройки соответствий «цель – процесс – структура целостного формирования и реализации системы инноваций».

Данный регламент должен содержать правила оптимального перехода, при необходимости, с одного соответствия «цель – процесс – структура целостного формирования и реализации системы инноваций» на заданное другое соответствие.

При этом должны обеспечиваться оптимальные (в смысле системы критериев соответствия общей идее опережающего развития) затраты ресурса времени, а также материальных, информационных и других ресурсов системы инновационного управления и среды системы инновационного управления».

Согласно принципу неухудшающих коммуникаций системного управления:

«коммуникации, осуществляемые при реализации соответствий «цель – процесс – структура целостного формирования и реализации системы инноваций», во времени (склад) и в пространстве (транспорт) не должны ухудшать качество реализации идеи опережающего развития в смысле соответствия общей идее опережающего развития производственной системы или могут ухудшать указанное качество в заданных допустимых пределах».

Согласно принципу технологической дисциплины системного управления:

«во-первых, должен иметь место технологический регламент для каждого соответствия «цель – процесс – структура целостного формирования и реализации системы инноваций», оптимальный в смысле системы критериев соответствия общей идее опережающего развития производственной системы.

Во-вторых, должен осуществляться контроль над соблюдением технологического регламента для каждого соответствия «цель – процесс – структура целостного формирования и реализации системы инноваций» в смысле соблюдения системы критериев соответствия общей идее опережающего развития производственной системы.

И, в-третьих, должна существовать система внесения изменений в технологический регламент соответствия «цель – процесс – структура целостного формирования и реализации системы инноваций», оптимальная в смысле системы критериев соответствия общей идее опережающего развития производственной системы».

Согласно принципу обогащения системного управления:

«реализация соответствия «цель – процесс – структура целостного формирования и реализации системы инноваций», а также каждой его части, должны придавать новые полезные свойства (и/или форму, и/или состояние), в смысле идеи опережающего развития, производственной системе в целом, а также частям производственной системы».

Согласно принципу мониторинга качеств системного управления:

«является обязательным установление критериев функционирования соответствия «цель – процесс – структура целостного формирования и реализации системы инноваций» в смысле системы критериев удовлетворения идее опережающего развития производственной системы.

Обязателен также мониторинг (анализ, оценка и прогноз) качеств соответствия «цель – процесс – структура целостного формирования и реализации системы инноваций» в смысле этих критериев.

Должен осуществляться мониторинг качеств всех соответствий «цель – процесс – структура целостного формирования и реализации системы инноваций» в смысле системы критериев соответствия общей идее опережающего развития производственной системы».

Согласно принципу технологичности системного управления:

«система инновационного управления должна формировать и осуществлять управленческие решения (проекты, программы, политики) таких преобразований системы инноваций и производственной системы настоящего, в результате которых системы инноваций становятся технологичными, т.е. обеспечивающими наиболее эффективное (в смысле реализации присущей ей идеи опережающего развития) использование потенциала производственной системы и системы-субъекта инновационного управления».

Согласно принципу типизации системного управления:

«производственная система инновационного управления должна реализовывать управленческие решения (проекты, программы, политики), направленные на сведение каждого из возможных многообразий внутри видов систем инноваций (идей опережающего развития производственной системы) к ограниченному числу типовых систем инноваций, обоснованно отличающихся друг от друга.

Это условие относится и к многообразиям элементов, процессов, структур, подсистем, систем, триад систем, всех других частей системы инновационного управления, которые могут использоваться в соответствиях «цель – процесс – структура целостного формирования и реализации системы инноваций».

Согласно принципу стабилизации системного управления:

«необходимо находить и обеспечивать стабильность наиболее эффективных режимов процессов и структур в соответствиях «цель – процесс – структура целостного формирования и реализации системы инноваций».

Такие режимы обеспечивают наиболее эффективное (в смысле системы критериев соответствия модели идеи опережающего развития производственной системы) использование потенциала метода системной технологии для качественного производства и реализации систем инноваций».

Согласно принципу высвобождения человека в системном управлении:

«за счет реализации соответствий «цель – процесс – структура целостного формирования и реализации системы инноваций» компьютерами и другими машинами, механизмами, роботами, автоматами, организмами необходимо высвобождать человека для производства инноваций в сфере развития духовности, нравственности, интеллектуального уровня, душевного и физического здоровья потенциала производственной системы».

Согласно принципу преемственности системного управления:

«продуктивность соответствий «цель – процесс – структура целостного формирования и реализации системы инноваций» должна соответствовать возможностям производственной системы по эффективному использованию инноваций в смысле системы критериев соответствия идее опережающего развития.

Потребительские возможности соответствий «цель – процесс – структура целостного формирования и реализации системы инноваций» должны соответствовать возможностям производства объектов интеллектуальной собственности внешней средой системы инновационного управления».

Согласно принципу баланса системного управления:

«ресурсы, расходуемые на формирование и осуществление соответствий «цель – процесс – структура целостного формирования и реализации системы инноваций» в течение определенного периода времени, не должны превышать прирост ресурсов во внешней среде, появляющийся в результате реализации идеи опережающего развития, присущей данной системе инновационного управления, за такой же период времени в будущем».

Согласно принципу экологичности системного управления:

«воздействие производственных, технологических, социальных, природных и других систем друг на друга, появляющееся в результате реализации соответствий «цель – процесс – структура целостного формирования и реализации системы инноваций», должно приводить к устойчивому прогрессивному развитию каждого вида этих систем и их совокупностей».

Согласно принципу согласованного развития системного управления:

«развитие соответствий «цель – процесс – структура целостного формирования и реализации системы инноваций» и видов элементов, процессов, структур, других частей этих соответствий, должно соответствовать эволюции проблем, намерений и целей внешней и внутренней сред, в связи с которыми формируется и осуществляется идея опережающего развития, присущая данной системе инновационного управления.

Развитие идеи опережающего развития, присущей данной системе инновационного управления, должно основываться на согласованном управлении, в смысле общей идеи опережающего развития, проектом идеи опережающего развития, присущей данной системе инновационного управления и проектами идей опережающего развития, присущих внешней и внутренней средам данной системы инновационного управления».

В данном разделе, также как и предыдущих разделах, на основе такой методологии, как метод системной технологии, построена часть общего регламента целостного инженеринга для построения научной теории и практических проектов инновационного управления, в данном случае. Используя компоненты этого регламента при проведении целостного инженеринга можно предложить конкретные методики инновационного управления для определенной производственной системы.

Глава 11. Целостный инженеринг (пятый и шестой этапы). Закон системности производственной системы

Настоящая глава посвящена регламенту осуществления этапов 5 и 6 целостного инженеринга, т.е. регламенту построения рабочих правил Закона системности на основе результатов, полученных в , а также в предыдущих главах. Предложенные в настоящей главе регламенты предназначены для разработки методик теоретических исследований и практического построения проектов системной технологии производственной и управленческой деятельности.

Закон системности деятельности в общем виде сформулирован в .

Формулировка каждого правила Закона системности деятельности (Глава 2) рассматривается как исходная формула этого правила применительно к некоторой производственной системе деятельности. К данной системе производственной деятельности необходимо применить ключевую процедуру целостного инженеринга. Затем к исходной формуле правила применяется одна из моделей систем (Глава 4) для того, чтобы найти рабочую формулу данного правила. Использование рабочей формулы правила осуществляется с применением системных моделей процесса и структуры деятельности (Главы 5 и 6).

В результате этих процедур каждое правило Закона системности производственных систем формируется и реализуется с помощью целостного инженеринга:

«5-й и 6-й этапы целостного инженеринга плюс ключевая процедура «от исходной формулы правила Закона системности через задачу выбора подходящей модели общей системы к рабочей формуле данного правила Закона системности производственной и управленческой деятельности».

Используя при целостном инженеринге предлагаемый в настоящей главе регламент построения рабочих правил Закона системности можно построить соответствующие части проекта системной технологии для производственной системы.

Результаты процедур применения правил Закона системности формируются как части общего «конструкторского проекта» системной технологии производственной деятельности, создаваемого в процессе инженеринга производственной системы.